Без рубрики

Линогравюра в современной иллюстрации

Мы продолжаем с вами внимательно и вдумчиво постигать новый мир техник ручной печати, который открывает для нас прекрасная художница и преподаватель двух Московских ВУЗов – Маша Титова. И это настоящее волшебство! Я каждый день с восторгом наблюдаю за вашими экспериментами – и поражаюсь вашему таланту и гениальным идеям! Многие из вас пошли гораздо дальше меня, и начали создавать настоящие сложные сюжетные иллюстрации. И они прекрасны! Посмотреть работы можно в Инстаграм по хештегу #magiccrossing .

А также невероятно приятно, что вы не только пробуете новые техники, но и делитесь своими внутренними ощущениями от процесса – удовольствием и радостью от инсайтов, состоянием потока и творческой энергии. И это очень ценно! Испытать кайф от творчества, уловить смыслы и магию живых техник возможно лишь пробуя их собственными руками. Так что, кто еще не с нами, не оставайтесь в стороне – приходите на наш мастер-класс по линогравюре и в добрый путь! Ловите момент совместного вайба! Публикуйте свои работы с хештегом #magiccrossing – так мы их увидим и сможем дать обратную связь!

И чтобы ваш путь знакомства с печатными техниками был максимально легким и приятным, мы собрали все наиболее часто задаваемые вопросы в статьи: про ТРАФАРЕТ и ШТАМП мы уже писали раньше, а сегодня в этой статье Маша Титова расскажет о ЛИНОГРАВЮРЕ.

Передаю слово Маше:

Что такое линогравюра?

Линогравюра — техника высокой печати, гравирование на линолеуме. Художник штихелем* срезает поверхность линолеума, буквально высекая белое, выбрасывая его — так на линолеуме остаётся рельеф, который покрывается ровным слоем краски и отпечатывается на листе. Особенность высокой печати в том, печатается выпуклое, «высокое», как при отпечатке пальца печатается рельеф, а не бороздки и царапинки. 

*Штихель — инструмент для резьбы по линолеуму с диапазоном размеров и профилей.

Оля Езова-Денисова 

В чем сила техники, а в чём её обаяние?

Художественная сила линогравюры в материальности техники, её рукотворности, в доступной уверенной точности рисунка и в то же время непременной случайности, в возможности магической ошибки в процессе гравирования или печати. 

Линогравюра — тиражная техника, можно получить большой тираж изображений, а можно экспериментировать с одной и той же доской, меняя цвета, расположение частей на листе и очерёдность слоёв.

Студенческая работа, преподаватели Маша Титова и Дмитрий Горелышев

Sofia Salazar 

Обаяние и притяжение техники линогравюры, как и любой другой техники ручной печати, – это «живость» печати, алхимия печати, возможность наблюдать в отпечатке движение инструмента, слои цвета, шум краски.

Iya Gaas

 

Christopher Brown

Кто из современных иллюстраторов успешно работает в технике?

Хочется перечислить множество иллюстраторов, причём многие из них работают не с линолеумом и краской, а в диджитал иллюстрации, но перетягивая законы и выразительность техники к себе в графику. И выглядит этот монтаж и современно, и остроумно, и эффектно. 

Маша Шишова 

Joo Hee Yoon 

David Vanadia 

Василий Кармазин 

Asahi Nagata 

Chrudoš Valoušek

Зачем обращаться к линогравюре сейчас?

Обращаясь к линогравюре, иллюстратор получает доступ к изучению и традиций техники, и её вариативности и мобильности. Иллюстратор на практике пробует технику, узнаёт её возможности, выбирает и нарабатывает свои приёмы и ходы, обогащает свой пластический язык. У каждого линогравюра будет собственной, со своими темами, сюжетами, со своим волшебством и тайной. Думаю, ещё притягательно и любопытно иллюстратору увидеть, как техника раскроет его темы и сюжеты.

Например, неожиданная красота техники — печатать без краски, такая печать называется слепой: картинка видна за счет рельефа. Графические истории получаются особой, интимной, доверительной и очень искренней интонации. Или же точной звонкой контрастной графикой!

Ольга Посух 

Sofia Salazar 

Sanjana Saxena

Matt Reynolds

Зачем нужна практика линогравюры, я ведь не собираюсь заниматься техниками ручной печати?

Практика — через изучение техники, насмотренность, выбор темы, процесс создания эскиза специально для линогравюры, гравирование и печать — дарит новый опыт на каждом этапе проекта. Например, удивительное и новое для многих иллюстраторов уже на стадии эскиза к технике — эскиз проще и быстрее рисовать белым или процарапывать краску, имитируя штрихи штихеля. Так в багаж к иллюстратору попадают новые, самостоятельные техники. 

Как линогравюра помогает в поиске своего графического языка?

Линогравюра провоцирует более решительный выбор, ведь инструменты линогравюры сильно отличны от привычных кистей, карандашей и ластиков. Линогравюра здорово избавляет от нейтральности, что, думаю, критически важно и для начинающих, и для опытных иллюстраторов. Техника предлагает всё время выбирать, жонглировать её ограниченным набором возможностей: один-два цвета, два-три штихеля, сопротивление материала — всё перечисленное подтягивает ответственность и внимание художника, а значит ведёт к новым горизонтам.

Валерия Камень 

Heimi

Riikka Laakso 

Но линогравюра очень традиционна, неужели в ней есть подвижность и перспектива?

Ещё какая) Во-первых, линогравюру можно печатать в домашних условиях, это демократичная и благодарная техника. А значит можно экспериментировать с цветом краски, цветом подложки, физическим размером доски, с тиражом принтов или же добиваться уникального оттиска. Современные материалы (краска на водной основе, удобные штихели и резина разной плотности) делают исследование техники несложным, мобильным и очень увлекательным.

Маша Базилевская 

Тимофей Яржомбек 

Нина Кузьмина 

Sophy Hollington 

А что нужно для печати линогравюры в домашних условиях? Сложно найти материалы?

Для печати понадобится краска, валик, линолеум (или резина), столовая ложка и штихели. Краска для линогравюры на водной основе называется аквалиноль, с ней удобно работать дома (краска без запаха и легко смывается водой), краску можно заменить масляной краской. Штихель — инструмент для резьбы по линолеуму с диапозоном размеров и профилей, для начала можно взять V-образный небольшого размера штихель, одного будет достаточно для проб. Линолеум нужен однородный (гомогенный), его можно приобрести в большом количестве в строительных магазинах, а в небольшом — в магазине «Татьянка» в Москве или же заказать резину (однородные блоки разной толщины и размера), резину можно гуглить и как «заготовки для штампов», продаются на Вайлдберрис, Алиэкспрессе, Озоне. Столовая ложка нужна для переноса краски с формы на лист, мы проглаживаем ложкой обратную сторону листа, который накрывает форму с краской. А валик нужен для раскатки краски, из недорогих можно купить в хозяйственном магазине прижимной валик для обоев. Все материалы доступны)

Маша Титова

P.S. Дополнение от Элины:

Друзья, я надеюсь вы обязательно попробуете!

И сейчас мы с радостью готовы вам сообщить, что у нас на сайте появился новый онлайн-курс по печатным техникам от Маши Титовой “Линогравюра в Иллюстрации”.

Курс состоит из теоретической части и практических мастер-классов, в которых вы подробно разберете приемы работы с линогравюрой.

  • в теоретической части – анализ характера техники, ее пластического языка и примеры использования техники в современной книжной, коммерческой иллюстрации и в графике.
  • в практической части – первые шаги в технике и хитрости процесса гравирования и печати.

Ценность линогравюры в том, что она уводит от нейтральности и беззвучности в графике и предлагает свой ограниченный, но удивительный набор инструментов. И начинающий, и опытный иллюстратор, и художник найдут здесь новый для себя язык – неожиданный и выразительный.

Доступ к курсу открывается сразу же после подписки и сохраняется навсегда! Так вы сможете проходить уроки в удобном для вас темпе и вернуться к материалам, когда потребуется. Подробнее здесь:

ОНЛАЙН-КУРС: ЛИНОГРАВЮРА В ИЛЛЮСТРАЦИИ

А если вас увлекут печатные техники, и будет желание пойти вглубь и узнать о них больше, научиться профессионально использовать ручные техники в своих работах вы можете здесь:

ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ КУРСОВ ПО ПЕЧАТНЫМ ТЕХНИКАМ

Все уроки смонтированы в короткие 10-15 мин ролики. При просмотре теоретических уроков мы советуем параллельно делать для себя пометки. Практические уроки лучше тоже сначала просмотреть полностью, увидеть секреты техники, а потом начинать рисовать, уже понимая весь процесс. Вы можете учиться в своем темпе – ставить видео на паузу / проматывать вперед / назад, где необходимо. Доступ к курсам у вас сохраняется навсегда!

Так вы расширите свои горизонты и приобретете новые практические навыки, востребованные на международном уровне!

Успехов вам в Иллюстрации! И увидимся на курсах! Я в этот раз буду учиться вместе с вами!

Поделиться с друзьями:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×