Я познакомилась с Машей в Шанхае на международной книжной ярмарке. Она была приглашенным гостем ярмарки и проводила мастер-класс о создании иллюстраций для айдентики – это иллюстрации, которые сопутствуют фирменному стилю, формируют образ и настроение события или брэнда.
Как вы понимаете, на ее мастер-класс было огромное количество желающих, так как Маша – создатель айдентики крупнейшей книжной выставки в Болонье и ее опыт крайне ценен. Как пообщаться с Машей лично? Читайте до конца – вы будете приятно удивлены!
Итак, всё по порядку: первый раз я услышала о Маше из интервью Ирины Балахоновой, главного редактора издательства «Самокат». Разговор шел о новых талантах в области книжной иллюстрации, и имя Маши Титовой не раз в нем фигурировало. Ирина говорила, что у Маши очень сильный почерк, нет никакой стилизации, она идет собственной дорогой. Я запомнила эти слова и эту художницу. А потом Маша стала настоящей знаменитостью! В прошлом году она разработала графику для международной книжной ярмарке в Болонье! Немногие художники удостаиваются такой чести. Это уже высший пилотаж!
Меня восхитил Машин профессиональный подход. Её мастер-класс в Шанхае был на столько чётким, понятным и интересным, что у всех участников в итоге получились очень крутые работы. Маша — большой талант и редкий специалист, знаток своего дела. Она умеет создавать такие штуки, о которых я пока и помыслить не могу. Но главное — она умеет учить! Умеет заставить мозги шевелиться, а руки — расслабиться и делать дело.
Но есть еще кое-что. Маша — очень обаятельный, интересный человек, да еще и настоящая красавица. Я не могла ей налюбоваться. После нашего короткого знакомства в Шанхае я решила обязательно привлечь её к нашему образовательному проекту. Рассказать вам о ней и уговорить провести у нас занятия по техникам печатной графики на сайте. И всё получилось!
Но сначала, давайте познакомимся с Марией Титовой поближе.
Маша Титова, художник.
Я родилась и выросла в Подмосковье, в крохотном зелёном посёлке Барвиха, где есть и пруд, лес, и даже свой замок! Замок баронессы Мейендорф для нас с сестрой был окутан историями с привидениями и зарытыми в парке сокровищами, один раз мы даже нашли старинный кошелёк! Там же — качели-солнышко, там же футбольные поля превращались в каток зимой, а в замок мы ходили на танцы по пятницам. Ещё с сестрой нашли во дворе собаку, но, может быть, это был оленёнок — так похожа на Бэмби! Всё детство мы провели изучая деревенские и поселковые окрестности: искали амониты и чёртовы пальцы в песчаных канавах, мышковали на полях с собакой, пололи грядки с бабушкой, в изнеможении летом учили таблицу умножения и писали с мамой диктанты (она иногда скучала по школе и собирала нас и окрестных друзей на правописание), собирали колорадского жука и сражались с соседскими петухами. Удивительно наблюдать ту же, почти без изменений жизнь у маленьких племянников, их интерес к гусеницам и сбору грибов, маргариткам и ящерицам, их качели и тарзанки на большом старом дереве за домом.
Шесть лет я училась в Московской художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова на художника-стекольщика, на год ездила стажироваться в Академию искусств, архитектуры и дизайна в Праге. Затем год преподавала академический рисунок и живопись для поступающих в Строгановку. Важное и осознаное решение — учёба у Бориса Трофимова, магистратура графического дизайна, занятия с книгой, текстом, типографикой, печатной графикой, определение своей позиции в дизайне, графике и современном искусстве. С книжками начала работать именно как графический дизайнер, понемногу добавляя свои иллюстрации к тексту. Первая моя книжка — взрослая и сложная о революции 1917-го. Затем собрала две детских книжки с издательством «Самокат»: обложку к Барту Муйарту и иллюстрации и макет к сборнику стихов «Хомяк в пиджаке» Игоря Шевчука. Сейчас много работаю над собственными книжными проектами: иллюстрирую стихи друзей, придумываю свои истории, веду книжку от задумки до вёрстки, участвую с иллюстрациями в конкурсах и на выставках.
Иллюстрации как основной дисциплине я не училась, считаю себя художником-графиком. Графика — мой главный интерес, а первое правило — прислушиваться к материалу, формату и задаче. Графику перекладываю на всё, с чем работаю: от проектов в архитектуре до мелких печаток, от витражей до дизайна упаковки. Объединяя графический дизайн, внимание к технике и рисунку, я веду проекты по иллюстрации, серийной графике, суперграфике (графика в интерьере, роспись стен), участвую в разработке айдентики фестивалей и ярмарок.
Печатная графика — особая любовь и основа моего творчества, работа с материалом — поле экспериментов и открытий. Часто и намеренно затягиваю ручную печать в крупные проекты: все три ярмарки, с которыми я работала (две московских ярмарки и одна болонская), были сделаны с использованием печатных техник: трафарет, штамп и высокая печать. Экспериментирую с ручной печатью и в книжной иллюстрации, хитрю и изобретаю чудеса. Мне важно и любопытно не рисовать, а выбрать ход, в котором многое придумает техника и материал, в котором есть место случайности и волшебству.
В работе мне интересно миксовать своё разное образование и опыт, опираться на графический дизайн с его игровым проектным подходом, на любовь к чтению и выдумкам, на материал и технику, на умение рисовать разно и быстро. При этом я очень доверяю своему видению и сердцу и часто прислушиваюсь к первому образу, возникшему, сверкнувшему в голове от услышанного текста или задачи.
Болонская ярмарка детской книги.
Мир полон чудес и красоты. Рассчитывая только на скидочный билет, я отправила на конкурс иллюстраторов пять драконов — серию, сделанную в технике монотипия по сюжетам рисунков моего дорогого племянника Юры. Драконов неожиданно для меня выбрали, а потом позвали и меня – уже с предложением создать графику для всей болонской ярмарки в 2019 году, вот это был восторг!
Формат коллаборации с иллюстраторами Болонская ярмарка запустила в 2017 году, до этого визуальный стиль ярмарки жонглировал только буквами и цифрами. Как выбирают иллюстратора, который создаёт визуальный образ всей ярмарки? Студия дизайна Chialab, с которой долгие годы сотрудничает ярмарка, присматривает девять иллюстраторов из выставки (отбор на выставку совершает жюри, которое меняется каждый год). Студия, советуясь с дирекцией ярмарки, отбирает из девяти иллюстраторов троих, им отправляет запрос на участие в проекте. По запросу иллюстратор присылает портфолио и три черновых варианта картинок к айдентике. Затем студия выбирает одного иллюстратора для сотрудничества. Замечу, что иллюстратор должен быть младше 30 лет и не иметь большого количества опубликованных работ и книг (миссия ярмарки — дать шанс неизвестному пока иллюстратору).
Над проектом иллюстратор и студия работают в течение трёх летних месяцев. В июне я приехала на трёхдневный воркшоп в Болонью. Там мы познакомились со студией и плотно работали над задачами по проекту, после этого этапа я сдавала свою работу частями уже из дома. Задача иллюстратора — не только найти аутенчичный и не банальный графический ход и характер иллюстраций для идентификации ярмарки, но и ответить всем запросам сложносочинённого формата. Графика должна быть мобильна, без потерь увеличиваться и сжиматься, быстро считываться, быть аннимированой, хорошо работать с акциденцией и текстом, ясной по цвету, простой в реализации.
Идея предложенной мной графики — лабиринт книжных страниц, где жители с разворотов попадают на улицы театральной сцены, знакомятся друг с другом и переговариваются через окошки. Персонажи — человек в шляпе, птица, лис, бабочка и дракон — неожиданная компания! Я собирала всю графику как мобильный конструктор, в котором набор персонажей и набор архитектуры разнообразно и не перебивая друг друга рифмуются. Финальный вид моей работы – три формата (вертикаль, горизонталь, квадрат) к каждой зоне ярмарки (на ярмарке пять зон: переводчики translators centre, диджитал digital media, выставка иллюстраторов illustrators exhibition, мастер-классы-лекции-портфолио-ревью survival corner и награждения awards), три формата к основной картинке (вертикаль, горизонталь, квадрат), логотип. Всю остальную работу (анимация, разнесение на форматы, навигация на ярмарке и тд) выполнила студия Chialab. Большое везение поработать с большим проектом! Ясные задачи, сильная команда, доброжелательное и уважительное отношение в коллективе.
Самое любопытное для меня в работе с айдентикой — моделировать первое впечатление зрителей, цветом, ритмикой и формой заманивать в созданный мир, знакомить с персонажами, их характерами и настроениями. За первым проектом графики для огромного мероприятия, последовали следующие. В команде с Андреем Гельмизой и студией Justdesign разработали тизер айдентики новой московской международной книжной детской ярмарки, которую ждём в 2021 году, и на его основе стиль для книжной ярмарки на ВДНХ, часть коллаборации с Болонской ярмаркой. Основа образа — Замоскворечье, сказочная купеческая Москва за рекой, где каменный лев прогуливается вдоль улиц, мальчик и ворона изучают дома и деревья, а конь и волк сбежали из Третьяковки к реке.
Преподаю в Строгановке и в мастерской Бориса Трофимова техники графики и иллюстрацию у студентов-дизайнеров, веду мастер-классы и интенсивы по композиции, графике и проектной работе. Преподавание воспринимаю скорее как лабораторию, где возможно неожиданно монтировать темы и техники, выдумывать необычные, часто игровые и нелепые темы и задания.
Я люблю путешествовать и хожу в пешие походы с палатками, обожаю русский север, его строгость, тоску и честность. Поход – необходимый детокс, переключение на тишину и природу, передышка от общения и инициатив, интернета и социальных медиа. В походах рисую и фотографирую, иногда заранее продумываю необычные сочетания материалов, например, делаю блокноты из черновых листов и рисую уже пристраиваясь к первому слою графики, случайному и неожиданному. Или же, учитывая каждый грамм в рюкзаке за спиной, беру только тонкую белую бумагу, макетник и чёрный карандаш. Мне необходимо выдумывать себе рамки и лимиты.
Надеюсь вам было интересно познакомиться с Марией Титовой поближе. Если вы хотите следить за ее творчеством, вот ее Инстаграм. Подписывайтесь!
А еще у меня для вас приятные новости!
Во-первых, на нашем сайте есть несколько курсов Маши по печатным техникам! И каждый из них – просто кладезь полезной информации, которую нигде не найти. У вас есть редкая возможность учиться напрямую у Маши Титовой и увидеть, как она создает свои волшебные миры!
А во-вторых, прямо сейчас мы с Машей Титовой запускаем проект “Волшебная Почта”, на котором вы сможете попробовать техники ручной печати и даже создать небольшой собственный тираж открыток на бесплатных пробных мастер-классах:
Важно: по ссылочке вы попадете на страничку в Телеграм, где будете получать все самые важные сообщения по проекту – расписание, список материалов и подробные инструкции. А так же возможность присоединиться к курсам Маши Титовой на специальных условиях.
Длительность проекта – 2 недели
У нас будет 5 заданий, из них 2 прямых эфира с мастер-классами в Инстаграм. Так что творить будем вместе! Все материалы объявим заранее, так что вы успеете всё подготовить.
А работы будем показывать в Инстаграм с хештегом проекта #magiccrossing – так мы и другие участницы проекта увидят ваши творения!
По итогам проекта у вас будет готовый тираж открыток! На проекте вы сможете обменяться адресами и отправить ваши открытки (и получить!) другим участницам проекта!
Ну круто же, правда?
Если идея вам нравится, нажимайте “Присоединиться” и ждем вас на проекте!
До встречи на “Волшебной Почте”!
Это какие-то нереальные штуки! Машина игра с формой и цветом завораживает!
Видела работы Маши в каталоге Болонской книжной ярмарки, очень интересная получилась концепция оформления. Непривычная техника, о которой я хотела бы узнать больше. Спасибо за интервью и готовность поделиться знаниями!