Итак, мы обсудили, чем замечательна и прекрасна профессия иллюстратора, и картина вырисовалась довольно радужная. Но, как вы понимаете, эта медаль имеет и обратную сторону, о которой нельзя не упомянуть. Если вы хотите славы и больших, а главное – легких денег – подумайте о другой профессии. Серьезно заниматься иллюстрацией имеет смысл только если это ваша страсть, хобби и самое любимое дело на свете, и своей жизни без него вы не представляете. И даже тогда еще не факт, что вам понравятся иллюстраторские будни.
Дело в том, что для того, чтоб быть успешным иллюстратором, мало таланта и желания. Вы должны обладать целым рядом определенных качеств.
Итак, 10 причин задуматься, а подходите ли вы для подобной профессии, и подходит ли она для вас:
- Работа Иллюстратора (фрилансера) очень непостоянна. Сегодня она есть, а завтра ее может и не быть. Сможете ли вы справиться со стрессом нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне? Для некоторых людей нестабильность смерти подобна. В нашей работе очень сложно оставаться на гребне волны, и даже если вы сегодня мега-популярны, завтра может все измениться.
- Финансовая нестабильность вытекает из первого пункта. Нет работы – нет денег. Вам придется совершенно-по-другому рассчитывать свой бюджет. Получая гонорар за проделанную работу, вы постоянно должны откладывать какую-то сумму на черный день/неделю/ месяц и т.д., потому что они случаются. Или вы должны иметь план Б и дополнительную статью дохода.
- Работа Иллюстратора – очень одинокое занятие. Большинство из нас работает дома. Некоторые работают в студиях, но за них нужно платить аренду, до них нужно добираться, а это лишние траты. Так вот, иллюстраторы – как раки-отшельники. Они могут неделями не вылазить из-за рабочего стола. Иногда это угнетает. Не у кого спросить совета, некому пожаловаться, не с кем посплетничать. Как вы переносите одиночество?
- Работа Иллюстратора – это колоссальная самодисциплина! Как у вас с этим делом? Можете ли вы делать, что надо и когда надо, если над вами никто не стоит ни с кнутом ни с пряником? На некоторые проекты, как например, на книги, дается много времени. Это не значит, что можно пол года плевать в потолок, а потом за 2 недели все нарисовать. Надо работать каждый день. Вы сможете себя заставить? Ведь захочется лишний часок поспать, и на кофе с друзьями сходить, и за молоком и сосисками выбежать, и домашних дел всегда хватает.
- Если вы – сам себе командир, это так же значит, что вы сам себе секретарь, менеджер, бухгалтер, маркетолог и промоутер. Если вы любите рисовать, но терпеть не можете заниматься администрацией и продвижением себя в соц сетях, вам придется очень туго. В нашей профессии 50% – творчество и 50% – бизнес. Вы ту часть, которая “бизнес”, потянете? Будь вы 100 раз безумно талантливым художником, если вы не умеете общаться с клиентами, придерживаться сроков, заключать договоры, контролировать финансы, у вас ничего не выйдет. В нашем деле в первую очередь пользуется спросом не самый талантливый, а самый шустрый. Из самых шустрых на следующую ступень к успеху вскарабкиваются самые профессиональные, а вот на олимп из этих шустрых и профессиональных уже взбираются самые талантливые. Так что наличие таланта и умение рисовать – это еще не гарантия успеха.
- Иллюстратор и художник – это разные вещи. Если у вас болезненное эго, и вы не переносите критики, или не умеете подстраиваться под клиента, ситуацию, проект, то тоже подумайте дважды. В данной профессии – главная роль отводится не вам, как художнику, а вашему клиенту, и плясать вы должны под его дудку… Да, нужно быть дипломатом и уметь культурно и доходчиво объяснять свою концепцию и идею, но если вас просят нарисовать зеленого динозавра, а вы рисуете фиолетовую свинку, потому что вашему творческому “Я” свинка кажется более привлекательной – то тогда лучше творите как свободный художник, выставляйте своих свинок в галлереях и ищите на них покупателей.
- Работа Иллюстратора – это ненормированный рабочий день, и если вы будете заниматься этим серьезно, а не порисовывать для друзей, то у вас будут бесконечные горящие сроки. Очень многие издательства имеют ограниченное время на выполнение работы, и вы должны будете в него вписаться. А вы сами понимаете, что далеко не всегда рисуется сразу все правильно и как надо, и быстро и именно то, что клиент хотел. Это творческий, иногда весьма мучительный процесс, который требует времени и сил. Часто этого времени у вас будет в обрез, и рисовать придется ночью, рано утром, и по 12 часов в сутки, если надо. Вы к этому готовы?
- Вы должны уметь себя продавать. Если вы скромны и застенчивы, и не любите навязываться, вам будет сложно, потому что вам постоянно будет нужно заниматься саморекламой, участвовать в конкурсах, вести блоги, обновлять вебсайты, представлять себя различными способами, приставать к издательствам и агентам со своим портфолио, и думать каждый день о том, чтоб ваши рисунки были всегда на глазах или перед носом у потенциального клиента.
- Иллюстрация – это очень много работы. Нарисовать рисунок – это всего-лишь вершина айсберга. Сначала вам нужно клиента найти и заинтересовать, потом идет длительное обсуждение, работа над контрактом, наброски, правки, переписка, снова правки. И даже когда кажется, что за один рисунок – это неплохие деньги, если вы разделите эту сумму на все часы, которые вы потратили на то, чтоб создать этот рисунок в его конечном виде, то цена получится весьма скромная.
- У вас кожа должна быть толще, чем у слона. Мы, как люди, предлагающие свои услуги, стучимся во многие двери. Далеко не все двери откроются, некоторые приоткроются и вы услышите о своих работах много нелестного, но в некоторые вас обязательно впустят. Так что если вы мнительный человек и вас легко обидеть, а художника обычно очень легко обидеть, то опять же, вам будет тяжело. Тут главное – не зацикливаться на неудачах и критике, а продолжать делать свое дело, расти, развиваться и стучаться в новые двери. Дорогу осилит идущий.
Ну вот, собственно говоря, и все страшилки. Если вы очень сильно испугались и собираетесь отказаться от этой затеи, советую прочитать статью “10 Важных Причин стать Иллюстратором” для полноты картины, так сказать, потому что конечно не все так плохо. Моя же задача рассказать вам все, что знаю сама и предупредить о всех возможных сложностях, потому что осведомлен, значит вооружен! Удачи!
Элина, как хорошо, что Вы написали обе эти статьи! Спасибо Вам!
Вы абсолютно правы в каждой своей строке. Для меня самое сложное – продавать себя.Но я научусь и этому. 🙂
Ведь продавала же я себя как-то до этого? Да, не как художника-иллюстратора, как специалиста в другой совершенно области, но продавала же? Так что буду учиться и этому.
А пока меня утешает то, что мне пока еще нужно учиться просто рисовать. Понять, есть ли у меня стиль и какой он. 🙂 И подойдет ли этот стиль современным издателям.
Я обожаю детскую иллюстрацию. Если бы не она, я бы, скорее всего, никогда не стала бы таким любителем книг, как я есть всю свою жизнь.
И рисунок вернул мне радость жизни и возможность делиться этой радостью с окружающими людьми. И я это очень, очень ценю.
Спасибо Вам еще раз, Элина!
Нина, спасибо, очень рада, что вы рядом! Ваша поддержка всегда ощущается!
Касательно стиля: всё это приходит с практикой. Много-много практики, которая в результате начинает вырисовываться в стиль, ваши уникальные образы и индивидуальный почерк. Ну и, конечно, щепотка знаний, чтобы всё это правильно преподать 😉
Очень жалко, что литературу и живопись переводят в разряд бизнеса. Почитав 10 причин, меня посетила мысль, что я это уже где-то читал.. И вспомнил – сетевой маркетинг! Рисовать нужно для души, а не для денег! И уж тем более, не стучаться в двери и лезть в полуоткрытые двери.
Рисовать только для души – это хобби. Мы же говорим о Профессии Иллюстратора. А это уже бизнес. И соответственно элементарные законы маркетинга здесь более, чем уместны.
Элина, спасибо за статью! А у меня вообще на счёт продаж большой таракан: ведь все от рекламы шарахаются, а если я начну педлагать свои услуги, то тоже будут шарахаться. Страшно.
Настя, спасибо! Да, это частая проблема. Творческий человек очень далек от финансов в целом. Но важно понимать, что вы не рекламу, вы искусство несете! Оно захватывает и привлекает!
Критика и толстокожесть. Это для меня самое сложное. Сложнее только – критика, которая воспринимается эмоционально. Можно же просто написать “поправить тут, исправить здесь, хочется, чтобы было так”. Но иногда люди пишут так, что внутри всё закипает от ощущения, что тебя растоптали… Я услышала средство борьбы с такой “обратной связью”. Берём это отвратительное письмо. Читаем и копируем то, что изменить и как надо. Сохраняем документ и работаем с ним. Получаем “чистый” ответ, а все эмоции и обесценивание работы осталось в первом варианте. Звучит просто. Но лучше сделать паузы. После прочтения письма. После составления “чистого” ответа. Чтобы себя успокоить и работать с максимально светлой головой.
Элина, встречали ли Вы такие ответы от заказчиков, которые хочется распечатать, скомкать, кинуть в лицо автору и больше с ним не иметь дело? Или те ответы, от которых опускались руки? Как Вы справлялись со своими эмоциями?