Ну начнем с того, что Портфолио – это самое важное для иллюстратора! Это наше лицо, наша визитная карточка, демонстрация нашего таланта и профессионализма. Это наша реклама, и порой единственная возможность быть замеченным в беспрерывном потоке других талантливых людей на просторах интернета. Ведь именно там нас ищут потенциальные заказчики, и именно по нашим портфолио они будут оценивать, подходим ли мы им. Так что для нас, иллюстраторов, нет ничего важнее, чем создание качественного, правильного, и главное, востребованного портфолио.
Вы будете удивлены, сколько художников, даже очень талантливых, допускают непростительные ошибки при создании портфолио, и даже об этом не догадываются. Так какие же ошибки допускаются чаще всего и как их избежать?
1 – Чем больше работ в портфолио, тем лучше.
Это неверно. Работ в портфолио должно быть не больше 20, особенно если вы – начинающий иллюстратор. Не надо показывать 20 похожих работ, не надо показывать архивы и старые работы, если вы так больше не рисуете и рисовать не собираетесь. Не надо показывать менее удачные работы, чтоб задавить потенциального клиента количеством. Запомните, слабые работы запоминаются лучше сильных. Ваше портфолио на столько хорошо, на сколько хорош ваш самый слабый рисунок. Лучше меньше да лучше. Нет 20 качественных работ – положите 10! И продолжайте работать над совершенствованием портфолио постепенно заменяя более слабые работы более сильными. У клиента скорее всего не будет времени копаться в ваших папках с рисунками на отвлеченные темы. Вы должны его впечатлить и покорить молниеносно. Ему должно быть достаточно пролистнуть несколько ваших работ, чтоб понять, подходите вы ему или нет. А вот ваши лучшие работы запросто могут затеряться в куче всего остального вполне ненужного.
2 – Я положу в портфолио все, что у меня хорошо получилось
Опасная тактика. Допустим вы хотите быть детским иллюстратором, но у вас удачно получился портрет, или натюрморт, или тетя в вечернем платье. Не надо класть это все в портфолио только потому, что вы это нарисовали хорошо. Во-первых, потому что клиент не будет понимать, кто вы и что вы предлагаете – вы портретист? Вы рисуете натюрморты? Вы специализируетесь на фэшн иллюстрации? Тогда почему на следующем рисунке у вас котики и зайчики? Во-вторых, вам начнут заказывать то, что вы положили в фортфолио, т.е. портреты и теть в платьях. А вы вообще-то в детские иллюстраторы метили, и портреты рисовать не очень любите и хотите. Так что лучше кладите в портфолио именно то, что хотите рисовать, и на чем собираетесь специализироваться.
3 – Я выставлю свое портфолио на Беханс (или любом другом сайте), и буду ждать заказов.
К сожалению в нашем бизнесе такой подход не работает. Интернет буквально завален классными работами, которые обновляются каждый день. Если на вашем сайте, или страничке на Беханс нет ежедневного движения – он опустится в списках Гугла так далеко, что вы просто никому не попадетесь на глаза, даже если у вас классные рисунки. Вам нужно постоянно “катить волну” в сторону своего портфолио. Показывать рисунки в соц сетях, в Блоге (он у вас есть?), рассказывать о себе, участвовать во всяких проектах и флешмобах, и постоянно давать ссылки на ваше портфолио, чтоб его посещали, чтоб на него кликали, чтоб был движ. Беспрерывный и каждодневный. Тогда Гугл будет вас любить, тогда вас будет легко найти потенциальному заказчику. Вы должны быть на виду. А для этого надо каждый день осознанно посвящать время на продвижение своего портфолио в интернете. Это как минимум. А еще лучше самим контактировать издательства и арт агентства, и предлагать свои услуги со ссылкой на ваше портфолио. Под лежачий камень вода не течет. И просто хорошо рисовать уже не достаточно.
4 – Портфолио готово, можно расслабиться
Портфолио – это не статический документ. Один раз создали и все, можно не париться. Портфолио – документ динамический. Он должен постоянно обновляться и совершенствоваться. Вы же не стоите на месте, как художник. Если вы рисуете много, значит вы рисуете все лучше и лучше. Это как-то отображается на вашем портфолио? Постоянно должен идти процесс усовершенствования. Постоянно заменяйте старые и более слабые рисунки на более сильные. Думайте о том, чего вам в портфолио не хватает. Допустим у вас пока мало персонажей, или композиций с задним планом, или вы над ракурсом еще не работали как следует. Думайте, как можно сделать то, что у вас есть на сегодняшний момент, еще лучше. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Всегда есть куда расти, и это должно отображаться в портфолио.
5 – Какая разница, в какой последовательности расположены рисунки? Главное показать, что я умею делать
Вспомните, как тщательно художники и кураторы арт галлерей подходят к созданию выставки. Как продумывается месторасположение каждой картины и ее визуальное соотношение с картинами по соседству. Зачем это делается? Чтоб все вместе картины создавали определеную гармонию, что был визуальный ритм, чтоб одна картина комплементировала другую, а не соперничала с ней. Так почему же когда мы создаем онлайн портфолио, мы совершенно об этом не задумываемся? Почему лепим подряд пять визуально загруженных рисунков с полной заливкой, потом пять виньеток. Вы знаете, что глаз смотрящего на ваши рисунки тоже замасливается и устает. Нужно чередовать работы – персонажи, сюжеты, сложные сцены, виньетки. Работы не должны смотреться бесформенной кашей. Они должны создавать ритм и гармонию – все вместе и каждая по отдельности.
6 – Надо придумать, как “украсить” свой сайт, чтоб всем было интересно.
Я вас очень прошу, не надо этого делать. Не надо придумывать замысловатые обои и задний фон, не надо рамочек, гифок, дополнительных графических элементов, текстур и прочей ерунды, которая будет только отвлекать внимание от ваших работ! Простой белый фон, только ваши рисунки, ваша контактная информация, и короткая справка о вас. ВСЕ! Ваш сайт, или портфолио страничка должна быть максимально проста в навигации и восприятии. Есть куча лишних фишек, которыми страдает большое количество иллюстраторов, на которые жалуются многие издатели и агенты. Пока они разберутся, как пользоваться вашим сайтом, у них пропадает желание в нем разбираться. Все очень заняты в этом бизнесе. У людей просто нет времени на лишнее.
7 – Надо рассказать как можно больше о себе, чтоб заказчик понял, что я за человек.
Опять же, если в вашей информации о себе больше трех абзацев – читать никто не будет. Если вы начнете изливать душу, рассказывая каким путем вы пришли к иллюстрации, и что это для вас значит, и как это нравится вашим детям и собаке – все! Все развернулись и ушли. Пишите только по делу – ваше арт образование, если есть. Про всякие другие образования типа – юрист, экономист, психолог писать не надо. Ваши достижения, только в иллюстрации – победы или участия в конкурсах и выставках, список ваших клиентов, если есть, чем похвастаться, и можно пару предложений о себе, чтоб текст не был сухим. Шутку можно, если она в тему. Напишите так, чтоб человек не уснул читая, а желательно еще и улыбнулся. Вам нужно расположить к себе. Попытайтесь сделать это максимально лаконично.
8 – Главное, чтоб рисунки были хорошие, а содержание не так важно
Содержание очень важно! Разберем на примере детской иллюстрации. В вашем портфолио обязательно должны быть персонажи – дети, животные, и прочее (типа инопланетян, монстров, динозавров). В общем те персонажи, которые чаще всего встречаются в детских книгах. Вы должны не просто показать, что вы умеете рисовать мальчика или мишку, а что вы способны показать разные позы, движение, настроение, характер, и взаимодействие персонажей между собой. А еще должны быть сложные сцены. Вы должны показать, что способны поместить ваших персонажей в среду, и они в этой среде будут гармонично смотреться. А еще вы должны показать, что вы умеете работать с передним и задним планом, с позитивным и негативным пространством, с композицией, ракурсом и перспективой. А у вас всего 20 рисунков! Это значит, что каждый рисунок должен быть тщательно продуман. Чтоб охватить наиболее широкий спектр того, что будет искать потенциальный клиент, а не рисовать 20 приблизительно одинаковых по содержанию рисунков, и думать, что вы справились с задачей.
9 – Надо положить в портфолио те работы, которые соответствуют современным трендам.
Не гонитесь за трендами. Они меняются лишком быстро, и то, что было модно вчера, сегодня будет уже не актуально. Лучше постарайтесь разобраться в себе. Что ВЫ из себя представляете, как художник, и что ВЫ хотите донести до своего зрителя. В конце-концов хорошо рисовать имеют многие, и вас от всех остальных отличает именно ваша ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Безусловно смотрите по сторонам. Вы должны быть в курсе, что делают другие, но ориентируйтесь прежде всего на себя, свой внутренний мир. Делайте СВОЕ!
10 – Я не буду создавать портфолио, пока у меня не выработается свой стиль
Стиль, это такая штука неуловимая. За ним можно гоняться годами и десятилетиями. И это нормально. Мы, как художники, в вечном поиске. Так что не стоит ждать, пока вы его найдете, этот стиль. У вас нет столько времени. Создайте портфолио прямо сейчас! Положите то, что у вас есть на данный момент, и постоянно совершенствуйте его, базируясь хотя бы на эту статью.
Для тех, кто хочет разобраться в теме глубже:
ОНЛАЙН-КУРС “ПОРТФОЛИО ИЛЛЮСТРАТОРА. КАК ПОКАЗАТЬ СВОЙ ТАЛАНТ”, где я очень подробно раскрываю все секреты создания качественного портфолио с примерами и анализом удачных и неудачных вариантов. За одно и вдохновитесь по полной, и вам просто не останется ничего другого, как создать действительно крутое портфолио, которое будет работать на вас!
Удачи и Пусть всё получится! Если остались вопросы – пишите в комментариях, обсудим!
Репост приветствуется! Поделитесь с друзьями полезной информацией.
Спасибо огромное за статью. Я как раз сейчас собираю и оформляю портфолио. И огромный вопрос – у меня два разных стиля (направления) и в обоих хочу работать. Склоняюсь сделать два разных портфолио и там уже разбираться кому какую ссылку посылать. Либо все же сделать в одном – один стиль за другим.
Если что, я та, которая вышивала календарь. Рисую вышивки и в таком красно-черном русском стиле, и природу в более реалистичной. художественной (что ли ) манере.
Спасибо!
Конечно я вас помню 🙂 Я бы делала 2 разных портфолио, но на одном сайте. Я в лекции подробно рассказываю, как это. Только главно – правильно странички назвать. И вы правы – клиентам отсылать удобней будет, и никто путаться не будет, где что и зачем
Огромное Спасибо за ответ!!!
Спасибо, Элина! А ваши иллюстрации это нечто! Они такие смешные, динамичные, можно бесконечно рассматривать! Рисовать можно научиться, но можно ли научиться так придумывать?! ❤️
Спасибо, мне кажется, что все, включая фантазию, можно натренировать 🙂
Элина, спасибо за такую полезнейшую статью! Как всегда – супер много информации, сжато, четко и по делу (и вовремя, это прямо магия!)
У меня появились два вопроса –
1. Выбранный стиль (например, детский) означает ли, что широкий спектр заказов и проектов будет недоступен, или все равно можно найти под свой стиль и заказы на книжки, рекламную иллюстрацию и, например, настольные игры?
2. И еще вопрос – вот я рисую в двух направлениях (https://www.instagram.com/p/Ba4S15dg91F/?taken-by=dinkoobraz и https://www.instagram.com/p/BYA8HlSAGpk/?taken-by=dinkoobraz), и все думала их разделить на два портфолио. Но есть картиночки на стыке этих стилей и техник – ни туда, ни сюда. Можно ли такие картинки держать в одном портфолио, или это плохо?
Спасибо большое!
Спасибо!
1 – не означает. Я – детский иллюстратор, но я делала все – открытки, бренд дизайн, упаковки, частные заказы, плюс книжки. Сейчас делаю в основном книжки только потому, что на остальное времени не хватает. Но с детскими рисунками спектр деятельности очень велик
2 – мне кажется, что рисунки не такие уж и разные, тем более если есть что-то среднее между ними. Я бы все положила в одно портфолио. Просто выбрала бы лучшее из лучшего
Спасибо большое за такой быстрый ответ! Даже не представляю, как вы заняты… Очень ценные советы, спасибо, так и сделаю!
Элина, спасибо за очень полезные советы! У меня назрел вопрос: если потенциальные заказчики все зарубежные, то блог также должен быть на анлийском? Есть ли какая-то польза блога на русском для зарубежных заказчиков?
У меня на лекции кто-то задал подобный вопрос. Посмотрите, если будет время. А вообще, блог на русском конечно не привлечет зарубежных заказчиков, но привлечет русскоязычных, и это иногда тоже бывает полезно. И наши частные заказы бывают интересные и финансово рентабельные, если правильно контракт составить. В свое время у меня было много заказов через мой жж на русском. Сейчас этим уже не занимаюсь, потому что времени нет. Но это была хорошая подработка
Здравствуйте Эллина. Я к вам тоже пришла после Дня крокодила).
Очень полезная информация для меня . Я рисую по настроению и картинки иногда очень разные , вот мне интересна фэшн иллюстрация , а когда сажусь рисовать получается что то детское мультяшное )). Смотришь на других и хочется попробовать все в разных стилях. Трудно с собой сработаться : начинаешь рисунок, а через время уже новые идеи и если не закончила предыдущий то считай ” кануло в вечность”, как вот с этим бороться ?
А сколько вам нужно времени, чтоб закончить рисунок? Мне тоже очень сложно долго на одном рисунке задерживаться, поэтому я стараюсь упрощать технику, чтоб я могла нарисовать весь рисунок от начала до конца за один день. А еще лучше – за 2-3 часа!
Очень интересная статья! Спасибо!
Скажите, обязательно ли нужно учиться верторизировать свои иллюстрации, чтобы начать их продавать? С чего можно начать?
ВеКторизировать *
Совершенно не обязательно. Я до сих пор вектором пользоваться не научилась :))))
Здравствуйте! Спасибо за статью! У меня есть вопрос: что писать про себя если нету художественного образования и только пару мелeньких выставок, скажем в библиотеках?
Пишите, что вы любите рисовать, в какой технике работает, что вас вдохновляет. Буквально пару сочных красивых абзацев. Я в свое время писала так – Hello, my name is Elina. I love drawing pictures and imagining stories. Currently I live and work in Cambridge, UK, where I have recently graduated from MA in Children’s Books Illustration. I draw both digitally and using traditional media. I create my own books and illustrate books for others. There is no greater reward for me than to know that my stories and drawings make people smile.
Спасибо за ответ!
а что вы писали до того, как получили МА? Ваше портфолио рассматривали без этой фразы? именно поэтому вы решили учиться? Без оформленных книг о которых вы также пишете для тех, кто только составляет портфолио?
Очень интересная статья и ответы!
Насколько близко содержание иллюстрации по духу должно гармонировать с текстом, который иллюстрируется?
Спасибо большое за статью. Хоть она и вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, чётко, структурировано (как всегда). Но с другой – краткость добавила противоречия. Мне не совсем понятно про тренды. Видимо, Вы имели ввиду, что тренды надо учитывать и держать в голове. Следование трендам – это одна крайность. Свой уникальный ни на что не похожий стиль (что вряд ли возможно или что может слишком шокировать) – другая крайность. И нужно держаться середины.
У меня впереди Ваш курс про портфолио. Там эти вопросы разъяснятся.
И, напоследок. Статья – это некая схема, максимально упрощённая, но позволяющая начать. А в комментариях выше – то, что я уже сохранила в папку материалов для подготовки сайта портфолио. Это Ваша презентация на английском. Просто. По делу. Есть образец. А это значит, понятно, куда двигаться. Стрелка компаса пока не установилась, но уже есть какое-то среднее положение, вокруг которого она колеблется.
Здравствуйте! Я начинающий коммерческий иллюстратор, начинала со стоков. Но также у меня есть успешные заказы (и мне самой это интересно) образовательной иллюстрации: для курсов, репетиторов и пр. Имеет ли смысл разделить чисто коммерческую и образовательную иллюстрацию на два разных портфолио (учитывая, что курсы – это ведь тоже продукт), или допустимо совмещать?