Я увидела анонс книги “Все делают это” в Инстаграме издательства Самокат, и влюбилась сразу и всерьез! Идея – просто чумовая! И очень актуальная для нас всех. И просто удивительно, что еще никто не придумал такую книгу, потому что она всем нужна!!! Мне точно нужна! И я уверена, мой сын от нее тоже будет в восторге. Кроме идеи, меня еще очень зацепили сами иллюстрации. Там все, как я люблю – шикарные композиции (просто, но стильно и остроумно), цветовые решения, текстуры. Там лаконичность, юмор, очарование, и действительно интересная информация. Я улыбалась беспрерывно рассматривая картинки, и думала – ну что за чудо! Ну кто это чудо придумал! А оказывается придумала эту книгу (написала и нарисовала) совершенно замечательная Алла Белова.
Разумеется, я не смогла пройти мимо. Я написала Алле, и попросила дать мне интервью. Рассказать о себе, о своем творчестве и, конечно, о книге! Интервью получилось таким интересным, искренним и воодушевляющим, что не прочитать его просто невозможно! Вот серьезно! Обязательно читайте, и заряжайтесь позитивом и хорошим настроением!
Расскажите немного о себе. Где вы родились, живете, давно ли вы занимаетесь иллюстрацией. Что для вас значит рисование?
Я родилась в семье художников, живу в городе Ярославль. С детства была окружена маслом, скипидаром, картинами – запахами искусства. Я очень любила в детстве две книги: «Анатомический атлас художника» и «Босх», большой альбом его работ. Много времени провела, разглядывая их. Это было начало.
Потом я несколько лет занималась в ярославской художественной школе, и даже собиралась пойти в художественное училище, но в какой-то момент это желание прошло, а уж если мне что-то не хотелось, то этого обычно и не происходило. Жаль, что наоборот не работало. Помню меня мама спросила – «куда я хочу пойти учиться?». Я долго не думала и ответила – «на математику». С гуманитарными науками у меня всегда были сложные отношения, а еще я не умею пересказывать. Математика мне давалась легко, сами собой всплывали решения, понимание проблем и задач. Так я окунулась в мир математики и поняла, что попала снова в искусство, только оно более высоких порядков, не совсем обозримых для глаза. В университете пришлось сильно напрячь воображение и фантазию. Я влюбилась в математику, практически все свободное время занималась учебой, а дизайн пришел чуть позже. Это была небольшая подработка, я начала восстанавливать фотографии Прокудина-Горского. С этого началось мое возвращение на путь художника. Шли годы, я закончила математический факультет, моей основной работой стал дизайн, но не покидало ощущение, что вроде бы занимаешься тем, что нравится, но что-то не то.
Сразу после университета я провела пару месяцев в Лондоне, общалась с художниками, иллюстраторами, погрузилась в эту среду. Это было здорово, и очень сильно повлияло на меня. Я вспомнила мечты и поняла, что хочу рисовать милых животных и делать что-то доброе, пушистое и теплое. Именно тогда я всерьез задумалась о том, что хочу быть автором-иллюстратором детских книг. С тех пор прошло уже 7 лет, и сейчас издается моя первая книжка. Мне кажется я всегда не торопилась в исполнении мечт. Все шло своим чередом, я начинала «лежать» в направлении мечты, настолько медленно я двигалась к этому. Наверное я всегда боюсь, если мечты сбываются, а когда все происходит так долго, то они органично встраиваются в мою жизнь. В детстве моими мечтами были разрабатывать персонажей для мультфильмов и стать модельером. Со вторым пока нет определенности, но у меня есть идеи, как это осуществить.
После Лондона я вернулась обратно домой в Ярославль. Мне кажется, в те дни у меня были мысли уехать, но так как я все делаю медленно, оказалось, что это желание было не настолько сильным. Да, я очень люблю Англию и хочу вернуться, но уже в статусе профессионала или туриста. В Москву я не хотела, хотя я ее люблю. Мне нравится, когда все бегут, и всё движется в суете, шумит, но не долго, иначе я так увлекусь, что перестану спать и есть, а только рисовать. Тем более Москва от Ярославля очень близко – в 3 часах на поезде. Плюс там проходят отличные мастер-классы и интенсивы, на которые я часто езжу и участвую. А дом – это все таки Ярославль.
Рисовала я всегда, но зачастую в голове. Вообще мой процесс большую часть проходит в голове. Я долго думаю и обрабатываю информацию. Сначала я загружаю все, что есть по проекту: текст, пожелания, идеи, предложения, картинки, вдохновение, фото и т.д. Я неделю хожу думаю, перечитываю, пересматриваю и снова думаю и представляю, но за бумагу не сажусь. А потом что-то меня усаживает, и я рисую, не вставая. Тоже самое было и на матфаке в решении задач. От этого у меня мало эскизов. Правда еще их мало из-за того, что я рисую на планшете, и все стираю, когда нашла идею. Лишь часть я сохраняю «на черный день», если идея мне понравилась, но не подходит для текущего проекта. Я люблю рисовать с обилием текстур, наложений, масок, смешением слоев и цветов. Мне наиболее комфортен этот стиль для воплощения тех образов, что рождаются в моей голове. Иногда делаю коллажи и рву бумагу, резать мне меньше нравится. Валяю животных из шерсти и думаю о книге с ними. Еще у меня есть любимое хобби – это горячая эмаль. Процесс обжига мне кажется волшебством, и с первого знакомства я влюбилась в эту технику. Посещаю все симпозиумы в нашем городе по эмали, так как дома нет возможности иметь печь.
Сейчас я стараюсь уйти от дизайна, он меня отвлекает от создания книг. Много небольших задач очень пагубно отражаются на реализации моих собственных проектов. Оставляю только постоянных клиентов, приносящих необходимый доход, и больше времени уделяю своим мечтам.
Есть ли у вас высшее художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
Из моего долгого рассказа о себе стало понятно, что я совсем не художник, не иллюстратор и даже не дизайнер. Хотя сейчас я жалею, что не умею рисовать академически. Знаю, что можно всему научиться самой, но мне всегда не хватает сосредоточенности на вещах, которые не в приоритете в данный момент. Я считаю, что для карьеры иллюстратора образование не всегда обязательно, хотя это очень бы помогло. Тут главное найти то, что ты умеешь рисовать с любовью, и передавать эту любовь другим. Для меня детская иллюстрация – творить волшебство, используя те навыки и умения, которые имеешь.
Я посещала несколько курсов и интенсивов, но два были судьбоносными. Первый мне подарил уверенность, что стать иллюстратором возможно. Это был курс иллюстрации Дианы Лапшиной. На нем я поняла, ничто не делается быстро. В этом курсе было волшебство, которое меня сильно подтолкнуло. Я задумалась о том, что рисовать и придумывать книги – это не просто мечта. Второй курс был «Иллюстрация» в Британке.
Как появилась идея книги? Сколько времени вы над ней работали? Как это все происходило? С какими сложностями вы столкнулись? Как вы из них выходили?
Если честно, «Все делают это» не первая книга. Она первая, вышедшая в крупном издательстве. У меня было еще 3 детские книжки.
«Самый лучший снеговик» – сборник детских стихов ярославской поэтессы Арины Радзюкевич. Он был напечатан усилиями нашей команды неравнодушных людей. Были привлечены меценаты, и на их пожертвования книга была издана, но очень малым тиражом.
Потом были 2 книжки для ярославского детского писателя Анны Хизо: «Левретка и поэт» и «Венская сказка», но они были напечатаны только самим автором для себя.
С книгой “Все делают это” все началось с того, что я от отчаяния и ощущения болота в голове пошла на курс «Иллюстрация» в Британку к Виктору Меламеду. Основной задачей курса было придумать детскую non-fiction книгу. В конце ее оценивала арт-директор издательства «Самокат» – Влада Мяконькина. Требовалось придумать 3 темы и из них выбрать ту, что будем прорабатывать. В качестве результата необходимо было предоставить обложку, 2 разворота, и раскадровку всех остальных страниц книги.
В самом начале я нарисовала волка с красной шапочкой внутри, и он пукал.
Я хотела делать книгу про пищеварение, но посмотрев на волка решила, что хочу поискать информацию про Пуки. И меня это захватило! Я так много смеялась и удивлялась, что было решено, что об этом должен знать мир. Далее был период набора информации, я много думала, но ничего не делала. Курс подходил к концу, надвигался просмотр, и оставался один день. Весь день я рисовала, но мне ничего не нравилось: ни композиция, ни цвета. Только ночью я взяла себя в руки и нарисовала раскадровки в цвете.
Далее я нарисовала 2 разворота и обложку.
После ряда доработок и переделок я напечатала все раскадровки и сделала мини книжечку, которую представила на просмотре. Жаль, не сохранилось фото.
Еще был трудный момент с текстом. Я – не писатель, и вроде вижу что текст некрасивый, но что с ним делать не знаю. На финальных этапах в жизнь книги вошел Борис Войцеховский и так лихо замесил текст, что получилось что-то невероятно легкое, веселое, научное.
Что было самое легкое и самое сложное в работе над книгой?
Мне было сложно расставаться с фактами, которые не подтвердились и их убирать, но потом я успокоилась и приняла это, книга становилась лучше и логичнее. Главное ведь было показать не только смешное. Сейчас все факты в книге не вымышленные, а проверенные.
8 – Есть ли у вас любимый рисунок или разворот, которым вы особенно гордитесь?
Я очень люблю ламантина, он с самого начала был моим любимым разворотом, им же и остался. Хотя был еще разворот со змеёй, но он был перерисован, так как змеи делают это другими процессами.
Что дальше? Какие планы на будущее?
Планов громадьё. Я уже написала себе десяток тем для книг. Найти бы время все их изучить и нарисовать. А пока я готовлю еще одну научную детскую книгу, проверяю информацию у специалистов, а потом приступлю к отрисовке эскизов с уточненной информацией.
Еще я беру большой отпуск от всей работы, и хочу за март до выставки в Болонье нарисовать 2 книжки картинки. Надеюсь, все смогу.
После выставки начну претворять в жизнь свою вторую мечту, буду рисовать иллюстрации для своей коллекции одежды. Я уже выбрала 5 вещей, которые мне бы самой хотелось носить. Теперь надо найти, где печатать на ткани.
Что вы посоветуете новичкам в иллюстрации и читателям нашего блога?
Я бы всем советовала верить в себя, свои мечты и всеми силами к ним идти, сидеть, лежать. У всех есть трудности, но трудности в любимом деле легче решаются и оставляют чувство удовлетворенности собой. Мне всегда помогает общаться, учиться, много пробовать. Это делает жизнь прекраснее.
Вот такое замечательное интервью у нас получилось! Я всегда очень радуюсь чужим успехам, и хоть я совершенно никакого отношения к заслугам Аллы не имею, меня распирает гордость за еще одну нашу супер талантливую девочку, которой удалось создать что-то действительно классное. Я знаю, ее ждет большое будущее! Кстати, а вот и Алла! Знакомьтесь 🙂
Мне всегда особенно приятно, когда я вижу НАШИ книги, которые не уступают европейским ни по качеству, ни по содержанию, и которые не стыдно показать на международном рынке, потому что некоторое время назад дела обстояли гораздо печальней. А сейчас, как мне кажется, иллюстрация детской книги переживает период возрождения. Я все чаще встречаю по-настоящему крутые наши книжки, и это не может не радовать!
А это значит что? А то, что и у вас, дорогие мои читатели, есть шанс оставить свой след и внести свою лепту в эту иллюстраторскую революцию! Все в ваших руках!
А у меня вопрос – как вам? Что думаете о книге? Что думаете о художнице? Если у вас еще есть какие-то вопросы к Алле – пишите! Ждем вас в комментариях 🙂
* * *
Минутка рекламы: если вы хотите стать профессиональным иллюстратором, но не знаете, с чего начать – посмотрите видео-уроки с ответами на самые актуальные темы по иллюстрации! И если будут вопросы – пишите! Я всегда помогу!
Очень понравились иллюстрации и интервью! Захотелось почитать книгу) спасибо,Элина,что делитесь такими находками и авторами!!! Алла-большая молодец! Вдохновила) значит можно и «лежать» в направлении мечты;)))
Дякую, Еліна!
Дякую, Алла!
Ламантін насправді чудовий!
Книга просто прелесть! Спасибо, Элина, за статью и знакомство с таким чудесным иллюстратором! Рассматривала картинки и улыбалась в монитор :))))) Абсолютный 100% антидепрессант )))
Очень вдохновляют истории иллюстраторов, у которых нет официального худ образования. Можно все сделать, если сильно захотеть.
Книжка замечательная, понравился отравленый мышонок на полу. В америке выходила книга для детей про отрыгивания и пуки, The Burp Book: Burp it, Belch it, Speak it, Squeak it! , и вот еще – Belches, Burps and Farts: Oh My! – но конечно иллюстрации совсем другие и они, мне кажется, немного негативные.
Спасибо за интервью!
Спасибо большое,очень понравилось интервью.И столько нашла для себя с Аллой схожестей, и первое образование-не художественное, и графический дизайн,и теперь-иллюстрация, и “лежание” к цели. Вселяет надежду и уверенность! Если возможно узнать какой курс иллюстрации в Англии, и есть ли смысл его делать, а то я недалеко, может, решусь наконец!Заранее спасибо!
А Англии есть очень много всего по иллюстрации. Погуглите – и вы найдете массу курсов и учебных заведений. Я училась в Cambridge School of Arts
Спасибо за ответ, это я информацию собираю на будущее.Так была удивлена, что многим людям не оправилось идея книги!Я,наоборот подумала, классная какая идея, а потом, сначала прочтите,а потом критикуйте. Это какая никогда не пробовала конфеты, и терпеть их не могу.:)
Я не понимаю такой темы для рисования. Зачем? Это похоже как дети рисуют на партах и заборах половые органы, грудь и т.д.
очень несогласна. Это образовательная книга о естественном процессе. Причем рассказана очень деликатно и качественно, с юмором. Ведь мы же все это делаем, почему об этом нельзя писать и говорить?
очень согласна! никогда бы не купила такую книгу
Я бы тоже никогда не купила такую книгу. Неужели больше не о чем рассказать? Посыл книги – давайте пукать! Это же так естественно! Докатились…
Согласна, может это и звучит старомодно, но не обо всем надо говорить. Все таки люди должны хоть чем-то отличаться от животных, для них действительно нормально ничего не стесняться. И хорошие манеры пока никто не отменял:)
Мне понравилось то, что данная книга – не призыв выпускать газы, как это часто бывает в данной области. А обилие интересных фактов “про это”. Вот честно не задумывалась, что повышенное газообразование может быть от избытка бактерий определенного вида. Судя по количеству рекламы эспумизана, эта тема может быть интересна и взрослым :))). И не знала про газы-убийцы насекомых.
Понравилось и то, что в качестве литературных примеров были не “стихи с забора”, а вполне уважаемые источники.
Ну и сама атмосфера книги приятная, нет в ней какой-то… “чернухи”.
Можно многотомник выпустить про сопельки, слюньки, сики и каки)))
Вопрос что за черные фигуры в желтых передниках?
Цвета в книжке нарушают гармонию восприятия, цветовая гамма неестественная.
Здравствуйте!)
Огромное спасибо за интервью)) Идея для книги – сумасшедшая и потрясающая одновременно 🙂 Очень вдохновляющая статья получилась!
Всегда интересно читать ваши интервью. С каждым разом я все больше убеждаюсь, что отсутствие образования – не помеха, это дает силы двигаться вперед. За что сердечно вас благодарю!00
Должны ж быть какие-то границы интимного.
Не вываливать же все г* наружу…
Американизм какой-то…
Благодарю! Отличная книга, отличное интервью! Интересные, сочные иллюстрации, текстурки… Хочется всё рассматривать ))) Автор – молодец! И идея книги довольно хороша, цепляет )
Спасибо!
Блин, ну дожили.
Про пуканье книжки.
Да, была такая книжка у японцев “Все делают это” про какание.
Там все какали и валялось это все в Интернете в качестве прикола.
Так что девушка неоригинальна. “Пленила всех не та свобода…”
Очень вдохновительно! Спасибо и Вам, Элина, и – Алле! Книга – замечательная, побольше бы таких “научно – популярных” книг об естественных процессах в нашем организме. Все мы хотим, чтобы дети наши росли здоровыми, и такие книги просто неоценимые помощники в ответах на детские вопросы, как наше тело работает и как о нем заботится. Алла, от всей души поздравляю Вас с выходом такой исключительной книги! Успехов Вам в дальнейшем.
Большое спасибо за такой теплый отзыв! очень рада, что вы оценили книгу по достоинству!
Кошмарная книжка. Не переношу все эти модные книги про пуки, какашки, про “как писают мальчики” и тд. Знаю – в Европе это очень популярно.
Просто отвратно.