Если вы любите рисовать отдельные картинки, а не только иллюстрации к текстам, если вам интересны паттерны, леттеринг и нужна творческая свобода, чтобы никто не дышал в спину и не диктовал условия, и на этом вы хотите еще и дополнительно зарабатывать – то СТОКИ как раз для вас!
Меня многие спрашивают о том, как работать на стоках, а я не могу ответить, потому что моего опыта не хватает для профессионального обзора. Я, конечно, много слышала о стоках, но как-то всегда не решалась к ним подступиться. Стоки – это такой большой пушистый зверь, которого я немного побаиваюсь. Но это совершенно не значит, что я не смогу пролить свет на это загадочное животное! Точнее свет на него прольет Ирина Марковка – настоящий профи и гуру в области стоков, а кроме того – прекрасный художник, специализирующийся на дизайне паттернов. Я давно за ней гоняюсь, чтоб взять интервью для нас, неучей. Так что усаживайтесь поудобнее, будет очень интересно!
1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.
Я родилась и выросла в Краснодаре, и живу сейчас здесь периодически, люблю этот зеленый и солнечный город.
Сколько себя помню, всегда любила рисовать и что-то мастерить – шить, вырезать, клеить – делать разные поделки. Когда мне было 6 лет, меня захлестнуло шитьем для кукол, даже мечтала стать модельером, а позже архитектором. В школе любила уроки рисования и черчения, единственная в школе, кто выбрал предмет Черчение как выпускной экзамен – было забавно выступать одной перед комиссией. Когда подошло время выбирать направление для поступления в ВУЗ, я не задумываясь выбрала архитектурный факультет. Но дальше возымел место случай – я посетила день открытых дверей в одном из университетов, и попала на презентацию для архитекторов. Выступающая женщина на мой вопрос, как поступить, и необходимо ли заканчивать художественную школу, чтобы там учиться, сказала как отрезала – обязательно нужно, и без школы за плечами делать на этом факультете нечего. Я проплакала целый день, поверила. И в срочном порядке выбрала факультет, куда поступали все, кто не знал кем быть – экономический. Первые пару лет мне даже нравилось там учиться, и я даже думаю, что мне это дало что-то полезное, хотя тогда были мысли бросить всё, настолько всё это было для меня тогда бессмысленно. Сейчас расскажу.
Лекции иногда проводились в аудиториях других факультетов, например английский у нас часто проходил на 5 этаже, где располагался худ.граф. И пока мы ждали начала пары, я смотрела, как проходят занятия у художников, и очень хотела к ним, меня очень манила эта атмосфера, но в голове крепко сидели слова той женщины с дня открытых дверей, что поступить невозможно, не оканчивая художественной школы. Лишь спустя 5 лет я узнала, что это совсем не обязательно, что вполне реально было всего за год подготовиться и поступить, подтянув рисунок и композицию.
Что мне дал экономический факультет? Несколько вещей с ним не связанных:
1) я начала учить английский – в школе у нас с этим было печально, как у многих. А на экономе у нас была очень строгая и сильная преподавательница, которой я очень благодарна, что сдвинула мой нулевой уровень с мертвой точки, что потом мне очень пригодилось на стоках и в работе с иностранными заказами, но про это дальше.
2) у нас на факультете было распространено ездить в США на лето по программе Work & Travel. Я ездила 2 года подряд и во вторую поездку попала на работу в один отель, где рисовала детям татуировки – аэрографом через готовые трафареты. Ничего творческого, просто по шаблону. Но именно там я начала рисовать мои первые узоры на бумаге. И все отдыхающие в этом отеле, кто видел мои рисунки – их очень хвалили, американцы в этом плане довольно открытые и щедры на похвалу. Меня это очень окрылило, что мои работы нравятся, и именно так началось моё рисование дудлов и паттернов. Вернувшись из Америки, я стала пробовать обрабатывать эти рисунки на компьютере, отправляла их на разные форумы, чтобы мне помогли исправить ошибки и указали путь, что с этим делать дальше. И тогда я дошла наконец до художественной школы для взрослых, после основной учебы я ездила на занятия в эту школу. Правда всего 2 месяца проучилась, не пошло у меня, я выходила с занятий и шла домой пешком 2 часа, обливаясь слезами, настолько было мне чуждо рисование с натуры, перспектива и правила. Мне нравилось рисовать из головы и без правил : )
2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
У меня до сих пор нет официального художественного образования. После того, как я сбежала из художественной школы, я еще спустя несколько лет по той же причине сбежала и из художественного училища, куда я хотела поступить, проходив на курсы 2 месяца.
Я периодически прохожу разные мастер-классы, курсы, воркшопы – по дизайну, леттерингу, типографике, каллиграфии, графическим редакторам. Сейчас многому можно обучиться, если брать персональные уроки, проходить курсы на разнообразных творческих образовательных платформах, искать информацию про какой-то конкретный навык, которого не хватает — для себя я нашла это самой комфортной формой обучения сейчас. Так что моё образование всё еще в процессе и я этому рада : )
3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором (рисовать на стоки)?
Про стоки я узнала уже в 2009 году от друга, он сказал что есть такие сайты, куда можно грузить картинки на продажу, их скачивают и печатают кружки, футболки. Меня это заинтересовало. На тот момент у меня было около 30 картинок на бумаге, которые я хотела загрузить, и я знала пару кнопок в Фотошопе и Corel Draw. Я отсканировала их и отправила на свой любимый Shutterstock 10 первых картинок на экзамен. И забыла про него, зайдя через месяц на этот сайт я увидела, что у меня купили 4 картинки из этих 10 по 0,25$. Это был фурор, как сейчас помню, я прыгала от восторга и не верила своим глазам, ведь это был мой первый творческий заработок. Это произвело на меня такое сильное впечатление, что кто-то где-то в мире купил мой рисунок )
4 – Когда и почему вы решили заниматься стоками?
Сразу как увидела эти первые 4 продажи , тогда и решила этим заниматься. Потому что работать по экономической направленности я уже немного попробовала, и мне была чужда офисная жизнь. А рисовать очень хотелось. И стоки в этом плане очень подошли, потому что я была в самом начале пути, только училась графическим программам, подбору палитр, выбору тематики и стилистики, и уже эти учебные работы могла грузить на стоки и получать доход. Без опыта работы и без диплома, я бы мало где смогла устроиться рисовать. А стоки дали мне и опыт и портфолио, всему я научилась именно там.
5 – Расскажите пожалуйста, какие платформы максимально подходят для иллюстраторов и почему?
Сейчас очень много платформ, где можно продавать свои иллюстрации в электронном виде, я даже со временем перестала в них ориентироваться, потому что их десятки, сотни и каждый день появляются новые, и за всеми невозможно уследить.
Основные сайты, которые многие стокеры любят – это:
Shutterstock,
iStock,
CreativeMarket,
AdobeStock,
Depositephotos,
Dreamstime,
123rf.
Их гораздо больше, но эти основные, с которыми я работаю.
6 – Сложно ли было начинать? Сколько времени прошло, прежде чем стоки стали приносить прибыль?
Да, начало было трудным. Я не знала программ, не понимала, что и как рисовать, тогда было очень мало информации в открытом доступе. И дома это моё новое занятие не встретили с одобрением по началу, приходилось тайком рисовать по ночам, а днём я продолжала еще ездить на учебу (магистратура эконома, экспериментальный 6-й курс). В первые несколько месяцев стоки показали, что на них можно рассчитывать в плане основного дохода.
7 – На сколько стоки рентабельное мероприятие? Сколько рисунков нужно иметь в портфолио, чтоб зарабатывать на жизнь на стоках?
Стоки –вполне рентабельное дело если относиться к ним как к бизнесу. Вкладывать силы и время.
Про количество работ – это очень сложный вопрос, потому что тут многое зависит не от количества картинок, и даже, банально, не от их качества. Сколько от чутья, умения увидеть свою нишу, заметить тренды на мировом рынке, ухватить особенности того, что сегодня востребовано и суметь это воплотить со вкусом в своих работах, нужно уметь меняться. Я знаю примеры, когда и 100 работ могли давать доход, равный отличной дизайнерской зарплате, но не хочу, чтобы это звучало обнадеживающе. Всё-таки сегодня конкуренция на стоках выросла очень сильно. И малым количеством средненьких работ сегодня очень сложно заработать.
8 – Что нужно иметь в наличии, чтоб зарегистрироваться на стоках и вести успешную деятельность?
На большинстве стоков для регистрации нужен загранпаспорт. Этого достаточно чтобы начать.
Для успешной деятельности нужно знание графических программ, умение сочетать красиво цвета, подбирать хорошие ключевые слова и описания для работ, уметь оценивать тренды, востребованные темы и стилистику. Нужен хороший компьютер и планшет, сканер. Хотя многие рисуют мышкой без сканера и без планшета. Так что всё индивидуально.
9 – Что вам нравится в работе на стоках, а что не нравится?
Это рай для интроверта : ) Можешь сам себе быть начальником, и строить свой график даже не выходя из дома. Можешь работать из любой точки мира, это дает свободу передвижения. И в творческом смысле тоже нет границ, огромное поле для экспериментов.
Мне очень нравится встречать мои работы на настоящих вещах – каждый раз это такой восторг! Начала их собирать в отдельную папку на Pinterest
Что не нравится – это загрузка работ, aтрибутирование, но сейчас для этого есть удобные сервисы, и всё стало проще и удобнее.
10 – Нужно ли иллюстратору иметь другие источники заработка в дополнение к стокам? Или стоков может быть достаточно.
Это зависит от успешности и амбиций автора : ) Кому-то хватает, кому-то нет.
А так же стоки со временем приедаются, и тогда интересно поработать над чем-то еще вроде заказов, личных проектов, попробовать себя в чем-то новом.
11 – Что нужно рисовать для стоков? Что востребовано? Что рентабельно?
На стоках всё стремительно и быстротечно. Действительно вечно зелёных и прибыльных ниш становится всё меньше и меньше, а конкуренция всё плотнее. Пока я пишу эти строки, уже затухает очередной тренд и рождается новый, сложно тут что-то спрогнозировать и застолбить на долгий срок.
Но люди всегда будут есть, отмечать праздники, носить одежду, и если посмотреть внимательнее на наши повседневные вещи, то мы и увидим стоки у себя дома на этикетках и принтах на одежде, на упаковках продуктов, на открытках, на обоях, в журналах и книгах, в оформлении передач и рекламы, и особенно в Интернете.
Почти вся графика – это стоки. И если научиться подмечать типовые приёмы, которые разом начинают подхватывать все эти отрасли – это и есть тренд и то, что рентабельно.
Стоки – это поиск баланса, постоянно нужно пробовать разную тематику, чтобы найти именно то, что и востребовано будет хорошо и тебе будет нравиться рисовать.
12 – Что бы вы посоветовали иллюстраторам, в том числе и начинающим, которые хотят зарабатывать на стоках?
Я бы посоветовала запастись терпением, не ждать быстрой отдачи. Отнестись к ним серьезно, так как будто вы открыли свой бизнес и вам нужно каждый день им заниматься.
Сначала можно просто посмотреть, что такое стоки, какие там есть категории иллюстраций, изучить, что там вообще продается. Потом прокачать навыки в графических программах (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop). Потом попробовать нарисовать по десятке картинок на разные темы, в разных стилях. Можно самому себе дать задание нарисовать открытку к празднику, упаковку для печенья или логотип для магазина цветов. Настроиться на то, что все эти иллюстрации будут использоваться для чьего-то бизнеса, для его процветания, украшения и рекламы.
И посмотреть, что будет нравиться делать – это очень важно, потому что стоки – это работа для души, и важно найти свою золотую жилу, которая будет не только кормить, но и радовать своим процессом : )
Надеюсь вам было полезно и интересно. Если вам захочется познакомиться с Ириной и ее творчеством поближе – вот ее:
Блог – Там просто тонна полезных статей, описывающих в мельчайших подробностях, как работать на стоках. Очень рекомендую!
Фейсбук
Сайт
Если у вас еще остались какие-то вопросы – милости прошу в комментарии. Постараемся на все ответить.
Репост, как всегда, приветствуется, так что жмите на красивые кнопочки ниже. Давайте делиться полезной информацией!
* * *
P.S.: если вы хотите глубже разобраться в иллюстрации, заходите на наши онлайн-курсы:
- на новый курс Виктории Семыкиной “Живой Рисунок”
- на любой курс Элины Эллис на выбор
- на полный комплект “Всё об Иллюстрации – 6 в одном”
Переходите по ссылкам – и вы получите доступ прямо сейчас. Он открывается автоматически и сохраняется навсегда. Вы можете заниматься в любое время в любом месте!
Если возникнут вопросы-уточнения, комментарии к статье – пишите! Вместе всё обсудим!
Спасибо за интервью!
Сама стокер, советы по делу. Не ждать быстрых результатов, лучше совмещать с другими проектами и получать удовольствие!
Спасибо за статью, очень интересно, информативно и с душой!??❤️
Ну очень вдохновляющее интервью! Мне тут же захотелось попробовать рисовать узоры! Спасибо большое!
Здравствуйте! Как вовремя этот материал!!! Огромная благодарность Элине и Ирине за эту статью. Как раз нащупала, что меня тянет в иллюстрации именно к созданию паттернов… И вот тут мне в подарочек ваша статья! Очень полезно, здраво, вдохновляюще. Я в самом-самом начале пути.
Спасибо большое за статью! Очень познавательно!
Благодаря Ирине зарегистрировался на шатере в 2013) спасибо Ирина вам большое!)
Огромное спасибо за интервью!!! Вновь захотелось шевелиться)
Вопрос к Ирине: “Вы сразу рисуете в Adobe Photoshop или сначала на бумаге, а в Adobe Photoshop только обрабатываете?”
В таких темах меня всегда интересует, с каким парашютом человек пришел на стоки. Какой был путь? Ирина рисовала по ночам, работая на основной работе и когда вышла на уровень ЗП ушла на стоки фултайм? Или как?
Спасибо!
Спасибо огромное, Ирина! Вдохновляюсь Вашим примером. Я художник, по образованию дизайнер тканей. В институте ( закончила в 2000 г.) тогда не обучали программам, сейчас немного владею инструментами в Фотошопе. Хочу спросить у Вас совета – после рисования вручную , как дальше поступать, что и в какой программе сделать перед тем, как отправлять дизайн потенциальному клиенту? может подскажете он-лайн курс? Заранее благодарю за ответ! Желаю Вам удачи и вдохновения ! 🙂 С уважением, Евгения Данилова.