НАТХНЕННЯ

“Картинки и разговоры” или где черпать вдохновение. Интервью с Ириной Кулаковской

Я, как человек влюбленный в детские книжки и иллюстрацию, нахожусь в вечном поиске новой интересной информации о книгах, авторах, художниках и событиях, посвященных детской иллюстрации.  Поэтому когда я обнаружила “Картинки и разговоры”, радости моей не было предела! Я читала все статьи на этом сайте запоем не один день. Столько интереснейшей информации по моей любимой теме, собранной в одном месте, и качественно структурированной и систематизированной, я больше нигде не видела.

Поглощая одну статью за другой, я все время думала – “Кто это все создал? Кто этот титан, гений и волшебник? Кто вложил столько времени и труда в этот замечательный проект?” Ведь я-то знаю, что это поистине титанический труд! Знаю, потому что сама занимаюсь примерно тем же. Пытаюсь донести информацию о детской книге и иллюстрации до своего читателя в максимально понятной и удобной форме.

Я не могла отказать себе в удовольствии познакомиться с хозяйкой и создательницей этого замечательного информационного портала по книжной иллюстрации. Ее имя –  Ирина Кулаковская. Мне кажется, это очень важно – знакомить вас именно с ЛЮДЬМИ, которые стоят за крутым продуктом, будь то книга, издательство, или информационная платформа. Ведь у каждого продукта есть душа. И это душа человека, который его создал. За каждым продуктом стоят дни, месяцы, годы работы этого человека.

Так что прошу любить и жаловать – Ирина Кулаковская – человек совершенно не медийный и скромный. Она живет в Москве, воспитывает двух дочек, пишет для различных изданий, и преподает в детском центре. Но самое главное – она создала и ведет сайт “Картинки и разговоры”.  И вот тут мы остановимся чуть подробней, тем более что сайту буквально на днях исполнилось 7 лет! А это приличный срок для онлайн проекта! И я уверенна, это только начало!

Дальше расскажет сама Ирина:

История

«Картинки и разговоры» появились в марте 2012 года. Запустила я этот проект исключительно с целью самообразования, мне не хватало какой-то стройной и организованной системы, чтобы упорядочить в моей голове хаотичную информацию о детских книжках и тех, кто их создает.

Тема была выбрана просто потому, что я всегда любила книжки, в том числе книжки с картинками. Когда-то давным-давно, мой дед собрал огромную библиотеку и самоотверженно возил ее за собой по Средней Азии, где скитался во время ссылки. Мои родители остатки сохранили и тщательно пополняли. Так что мы с сестричкой читать полюбили с детства и обе сохранили это увлечение на всю жизнь.

Кроме того, меня всегда вдохновляли некоторые иллюстрации, я могла часами разглядывать книги с картинками Дидорова, Калиновского, Токмакова, мне казалось каким-то невероятным чудом, что вот взрослые люди сделали делом своей жизни придумывание волшебных несуществующих миров, пропитанных чистыми непосредственными детскими эмоциями и переживаниями. Мне очень захотелось узнать про этих взрослых людей. Собрать всю информацию о них воедино и как-то упорядочить.

Виктория Фомина, иллюстрация к книге «Вольфганг Амадей Моцарт. Светлый ангел» 

А дальше все стало само образовываться и нарастать. Мне удивительно до сих пор, что сайт оказался полезным кому-то еще, у него высокая посещаемость, много постоянных читателей и подписчиков.   Ну и еще меня поразило – и даже поначалу удручало, – что мир книжной иллюстрации оказался совершенно бездонным… То есть, первые полгода-год я еще как-то надеялась объединить все в одном месте раз и навсегда. Но уже скоро поняла всю утопичность этой идеи.

Сегодня на сайте можно найти информацию почти о тысяче иллюстраторов со всех концов света, а также ознакомиться с иллюстрациями примерно двух с половиной тысяч книг. С одной стороны, глобальность замысла, который реализовать в одиночку нереально, меня иногда парализует. Периодически, мне хочется все забросить куда подальше и делать уже что-то кардинально иное. Но тут приходится учитывать и то, что сегодня это уже не просто удобный каталог, которым я могу воспользоваться в личных целях,  но и некое общественное пространство, откуда черпают нужную и полезную информацию. Каждый месяц ресурс посещают порядка пятидесяти тысяч человек, кроме того, несколько тысяч подписано еще в разных соцсетях на новости и анонсы. То есть, вся эта собранная и постоянно пополняемая информация оказалась востребованной. И это, в некотором смысле, не дает мне возможность отпустить вожжи. Хотя порой очень хочется, конечно, все это кому-то делегировать.

 Юлия Блюхер. Иллюстрация к книге «Зима, когда я вырос». Издательство “Самокат”

Сегодня

Я пытаюсь выдерживать баланс – рассказывать как и о старых, забытых, неизвестных у нас художниках, показывать книги, о которых мало кто слышал, и при этом обращать внимание на то, что выходит сегодня, выбирать и показывать самое важное с точки зрения иллюстрации и оформления. По мере возможности, привлекаю авторов, которые вдохновлены этой темой. Постоянно пристаю к самим художникам – мне кажется важным показать, как строится работа над книгой, как она складывается – кирпичик за кирпичиком, этаж за этажом. Мне нужно услышать разные мнения, посмотреть на процесс создания книги с разных ракурсов, дать слово всем причастным. Так, например, есть специальная рубрика «Процесс», где иллюстратор рассказывает о том, как шла работа над конкретной книгой, какие трудности возникали в процессе, чем он вдохновлялся. И даже итоги года я традиционно подвожу, пытая самих художников на предмет того, какие книги пришлись по сердцу в минувшем году именно им.

Олег Гончаров. Иллюстрации к книге “Цирк”. Издательство “Лабиринт”

Структура сайта

Структура сайта пока, к сожалению, далека от совершенства. На нем довольно много полезной и важной информации, но ее местонахождение не всегда очевидно)) Надеюсь, в скором будущем доработать этот момент. Сейчас там есть два основных каталога – художников и авторов, есть раздел с интервью, книжные обзоры. В частности есть авторская рубрика Евгении Шафферт, которую она вела ежемесячно в течение четырех лет. Есть раздел с анонсами и событиями
И еще несколько попыток классифицировать информацию – по издательствам, сказкам, важным премиям и наградам, конкурсам и так далее.

Фактически, сайт представляет собой своего рода архив, где в идеале у каждого художника есть своя личная страничка, на которой вы можете узнать всю необходимую информацию, биографию, библиографию, посмотреть его иллюстрации к разным книгам, почитать интервью с ним, узнать, какие мероприятия с его участием проходят, получить ссылку на портфолио и связаться с ним (при условии, конечно, что это современный художник). Этот архив постоянно пополняется.

Валерий Козлов. Иллюстрации к книге «Папашина азбука». Издательство “Нигма”

Планы

У проекта нет какой-то единой глобальной задачи. Я не художник, не искусствовед, я рассказываю о книжной иллюстрации не с профессиональной точки зрения, а с обывательской. И ориентируюсь лишь на свои вкусы и предпочтения. Именно поэтому мне важно показывать все существующее многообразие в иллюстрированной книге – чтобы сформировать свои собственные вкусы и предпочтения нужно расширять собственные границы и понимать, а что вообще в этой области происходило и происходит. За семь лет существования ресурса я, конечно, свои границы расширила. Но не перестаю удивляться тому, сколько еще остается за пределами. Сколько ценного и вдохновляющего в книжном искусстве было, сколько нового появляется. Сколько людей творят что-то красивое, важное, трансформируя и преображая данную нам реальность. Вне зависимости от обстоятельств их собственной жизни, в войну, в беде, в кромешной тьме.

Конечно, мне хочется, чтобы проект развивался, был живым, менялся, и я делаю для этого все возможное. У меня много идей, которые я в меру сил пытаюсь воплотить, что-то реализовывается, что-то буксует и требует доработки. Все происходит, к сожалению, довольно медленно, поскольку одновременно мне приходится решать довольно много самых разных задач. Чтобы держать проект на плаву, им надо постоянно заниматься, обновлять информацию, устранять ошибки, отслеживать новости и вовремя ими делиться с читателями, как-то реализовывать обратную связь, при этом не упускать из виду всякие технические моменты – от обеспечения надежного хостинга и нормального функционирования ресурса до отлавливания и устранения всяческих багов. За семь лет многие вещи, которые я построила в самом начале, устарели. Сегодня я бы все организовала по-другому, что сэкономило бы мне ресурсы и ускорило развитие проекта.

Валерий Козлов. Иллюстрации к книге «Папашина азбука». Издательство “Нигма”

Иллюстрированная книга сегодня

Я думаю, что сегодня с иллюстрированной книгой у нас все в порядке. Полно талантливых авторов и художников, получивших возможность выразить себя в книге, издательства открывают новые форматы и технологии, реализовывают вещи, о которых семь лет назад невозможно было помыслить. Печатают малоизвестных у нас авторов, открывают новые имена, восстанавливают почти утраченные забытые иллюстрации и переиздают старые книги в прекрасном качестве. В книге появилось больше свободы и эксперимента, больше пространства для творчества и игры.

Есть, мне кажется, некоторая проблема в том, что книжное сообщество у нас несколько разобщено, обособлено.  Возможно, это такое общее место, люди здесь не очень умеют и не особо любят объединяться. Вот, казалось бы – в области иллюстрированной книги сегодня происходит много всего интересного.  Художники придумывают и иллюстрируют замечательные книги, проводят мастер-классы, устраивают выставки, получают призы и награды, и все это случается с завидной регулярностью. Но узнать про такую выставку или новую книгу не так просто, если вы не имеете хоть какое-нибудь отношение к книжному или художественному процессу. В большинстве региональных магазинов на полке с детскими книгами вы увидите кипу аляповатых раскрашенных изданий с бегающими глазками, но почти не встретите книг с действительно хорошими иллюстрациями, достойно оформленных, высокохудожественных и содержательных.

Изабель Арсено. Работа над книгой “Луи среди призраков”

Мне кажется, ситуация бы начала меняться быстрее, будь у нас какой-то единый институт детской книги, сплоченное художественное сообщество, более открытое и при том централизованное. Такое объединение могло бы выполнять сразу массу полезных функций – от защиты интересов самих художников до создания какого-то единого информационного центра. В этом плане, мне очень нравится, что делают организаторы Фестиваля книжной иллюстрации Морс, думаю, что во многом благодаря их работе и самоотверженности, что-то начинает меняться. Хочется такого побольше и почаще, на самых разных уровнях и в самых разных форматах.”

Светлана Акатьева. Иллюстрация к книге “Приключения Барона Мюнхаузена”. Издательство “ТриМаг”

Вот и все. Надеюсь вам было интересно прочитать рассказ Ирины. Если у вас есть какие-то вопросы, или если вы считаете, что можете помочь с сайтом, или созданием информационного центра, если вам близки мысли Ирины – пишите в комментах! Возможно все вместе мы придумаем что-то нужное и полезное!

Если вы хотите оставаться в курсе событий, то вся свежая информация, новости и анонсы, рассказы о книгах, мероприятиях  регулярно транслируется на страничках проекта фб, вк и инстаграме.

Буду, как всегда, очень благодарна за репост. Давайте делиться полезным и интересным!

И всех увлеченных Иллюстрацией и Рисунком, приглашаю:

Примечание:

Заглавный рисунок – Виктория Фомина, иллюстрация к книге «Вольфганг Амадей Моцарт. Светлый ангел» 

Все рисунки взяты из различных статей, опубликованных на сайте “Картинки и разговоры”. 

Поделиться с друзьями:

What others say about this post? (3 Comments)

Leave a Comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

×