С Евой, а точнее с Еленой Баренбаум, я познакомилась этой весной, когда она приехала ко мне в Ellis Camp как студентка моих курсов по детской иллюстрации. Ну и, разумеется, я в нее тут же влюбилась! Потому, что она – красотка и умница! А еще потому, что она безмерно талантливый и весьма успешный художник-иллюстратор, у которого даже мне есть чему поучиться. Честно скажу, меня до сих пор распирает гордость, что такие крутые девушки приезжают ко мне учиться иллюстрации. Значит и я что-то делаю правильно…
Работы Лены – это такое запредельное очарование и милота, что просто физически невозможно перестать ими любоваться. От ее Инстаграм странички я оттягиваю себя за уши. Но Лена рисует не только ми-ми-мишество, хотя оно у нее прекрасно получается. У нее полно работ для Fashion Illustration, иллюстрации детских книг, журнальной иллюстрации. Она очень разноплановый и толковый иллюстратор. Все, за что она берется, получается круто! Талант и трудолюбие, все таки, не пропьешь!
Но о том, как Лена стала иллюстратором, она вам лучше сама расскажет, а мое дело – задавать наводящие вопросы.
1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.
Меня зовут Елена Баренбаум, в сети я больше известна как Ева Фарб. Родилась в Ижевске, живу здесь же. Рисовала всю сознательную жизнь, помню эту попытку достичь совершенства, когда руки еще не слушаются, и правый глаз принцессы никак не получается симметричным левому. И триумф, когда да. Эталоном были полнометражные мультфильмы Диснея, в выходные все дети разбегались из двора смотреть «Чипа и Дейла» и «Русалочку» и я тоже, обкладывалась бумагой и всем, чем можно было рисовать, и срисовывала персонажей. Художники Диснея до сих пор мои вдохновители и боги. Я была удобным ребенком, потому, что не надо было игрушек и внимания – только бумагу, фломастеры, и играла я уже там – принцессы, любовь, приключения, драмы…
2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
Академического серьезного образования у меня нет, но есть база – художка и дизайнерская школа. У меня есть друзья «академики», которые рисуют классные портреты и пейзажи, но совершенно беспомощны в иллюстрации, а есть наоборот – те, кто это увлечение во взрослом возрасте с нуля почти на энтузиазме сделали профессией. Иногда правильное советское образование даже мешает, наверное, не дает «похулиганить», мне, например, до сих пор сложно ломать перспективу и анатомию, как того требует детская иллюстрация.
3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором?
Это смешно, началось с того, что я бросила курить. Я тогда увлекалась НЛП и сделала технику именно с этой задачей. Психолог сказала тогда: «Ну все, теперь ждите каких-то магических событий, на место этой тяги придет какая-то другая зависимость, только экологичная.» И утром я проснулась с мыслью – хочу графический планшет! И понеслось.
4 – Как вы находите заказчиков? Или как они находят вас?
Когда купила планшет и начала рисовать в цифре, вообще не было о мысли зарабатывать на этом. Разве может такое удовольствие быть еще и оплачиваемым? Но постепенно из ЖЖ и соцсетей, где я выкладывала свои кривенькие еще первые работы, начали приходить заказы.
5 – Вы построили прекрасную карьеру работая на стоках. Расскажите немного о том, как вы попали на стоки и как устроена ваша работа? Сколько времени у вас ушло на то, чтоб стоки стали приносить реальную ощутимую прибыль.
О стоках я узнала из поста своей френдессы из Живого Журнала, Ани Кучеровой, подумала тогда: «Ого, а что, так можно было?». Такой формат казался очень соблазнительным – заработок в долларах, свобода от офиса, занятие любимым делом и независимость в выборе тем. Прошла экзамен на Шаттерсток, стала рисовать специально под него. Первые работы на стоки были очень наивными, удивительно, что их покупали. Но рисовала я много и увлеченно, совершенствовалась именно под стоковые запросы – и к концу первого же года – это был 2015 – мой доход превысил офисный оклад. Вскоре я ушла из интерьерной студии, где я работала на фулл тайм. Главная трудность фриланса в первые годы – дисциплина и организация времени. В моем случае это было запойное рисование, от которого страдали остальные сферы – семья, дружеское общение, здоровье. Настоящая аддикция, но она приносила плоды в виде динамики роста дохода, который мотивировал еще больше. Потом уже научилась планировать свое время, досуг, захотела какого-то дальнейшего развития, участия в проектах, взаимодействия с людьми. Увязнуть полностью в стоковой иллюстрации – наверное, это все таки застой для таланта. И сейчас стоки являются хорошей подушкой, время от времени я закидываю туда иллюстрации из других проектов, просто потому, что жадничаю и знаю, что без пищи этот тамагочи загнется.
6 – В каком стиле вы рисуете? Какими материалами? Чему бы еще очень-очень хотелось научиться?
90% моих работ – чистый digital. Три программы использую – Adobe Photoshop, Fdobe Illustrator и Procreate на айпад. Иногда рисую акварелью или линерами, а потом уже обрабатываю на компьютере. Про тематику и стиль – это пока коммерческие работы в русле «мимими» или fashion. Я, в общем, продолжаю рисовать то, что рисовала в детстве и что, наверное, все девочки любят – принцессок и зверей. Хочу научиться рисовать и придумывать персонажей, как мои боги – иллюстраторы Диснея и Пиксара. Ну, и есть авторитеты, конечно, на работы которых я истекаю слюной и разноцветной завистью. Есть такая фантазия – найти уникальный стиль, который будет вроде визитной карточки. Хотя, со временем это желание немного утихает. Вечный поиск без конечной точки – тоже норм.
7 – Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?
Самое сложное – довести себя до компьютера иногда. А еще с цветами и композицией будто бы иногда не хватает чуйки и навыка. Хотя заказчикам, кажется, что норм, это уже мой персональный перфекционизм. Остановиться, завершить еще иногда сложно – потому, что улучшать и вдаваться в детали можно бесконечно. Сложно из зоны комфорта выходить. Но и кайфово тоже. Легко работать, когда результат радует. Иногда козябрик какой-то почти случайный сразу дает понимание, что из этого получится крутая работа – и азарт и вдохновение позволяют работать легко.
8 – Как вы работаете? Я имею в виду когда и где. Какой у вас график? Как выглядит ваше рабочее место?
Мой угол – стихийно сложившийся и не меняющийся много лет. Вообще, офис может быть везде, куда я беру айпад. Обожаю Procreate, но его мне недостаточно для полноценной работы, очень жду обещанного IOS фотошопа. Сейчас я делаю свой отдельный офис, где все сделаю под себя, ух, просто не терпится!
9 – Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?
Открываю свои йнстаграм… пинтерест…и просто разрываюсь от зависти всех цветов. Как у них так получается? И хочу сразу себе что-то доказать. Что тоже как-то так могу. Коллеги вдохновляют, эта вся конкуренция, наверное. Общение с такими же, как я. Мы иногда собираемся в кафе с девочками, с бумагой и карандашами, и скетчим на какую-то тему. Этой весной получилось попасть в творческий лагерь Элины Эллис – новый для меня и очень вдохновляющий опыт. Что еще? Путешествия. Наблюдение. Любопытство к миру. Визуальная информация вокруг неисчерпаема – мне больше всего нравится рисовать людей и животных. Начинаю немного осваивать городской пейзаж. Книги и фильмы, разные истории. Эмоции. По-моему, все может дать толчок к тому, чтоб начать рисовать. Вообще, самое крутое, мне кажется, рождается на стыке интересов и увлечений. Для художника это особенно замечательно. Рисовать, что любишь, делиться знаниями через картинки, изучать что-то, рисуя, искать вдохновение в каких-то совершенно иных знаниях. Моя родственница в штатах учится на медицинского художника. Я и подумать не могла, что есть такая профессия. А другая знакомая рисует сама книжку с семейными рецептами. Моя вторая специальность – психология, я думаю нарисовать в будущем книжку на эту тему.
Убивает охоту, когда не получается ничего. Творческие кризисы, знакомые многим художникам. Обычно они сразу следом идут за таким вот окрыляющим ощущением: «я крутая, я все могу» Такой урок скромности.
10 – Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?
Мне нравится правило про 10 тысяч часов. Исследование Гладуэлла о том, что чтобы стать профессионалом в какой-то области, надо потратить на ее освоение 10 000 часов.
- Видеть цель. Каким ты видишь себя через год, через два, через пять. И что нужно делать для того, чтоб там оказаться. Чтоб эта цель была яркая, соблазнительная.
- Просто сказать, конечно, но – верить в себя. Окружить себя людьми, которые поддерживают или идут с вами в ту же сторону. Подписываться на крутых иллюстраторов. А еще хвалить себя. За каждый шаг в этом направлении. Привычки – тот же условный рефлекс – что подкрепляем, то и получаем.
- Ну и – делитесь. Соцсети – прекрасная площадка для поиска фанов, единомышленников и заказчиков.
11 – Кто ваши кумиры? На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?
«Cтарики» Элины Эллис приводят в восторг и «Переход» Виктории Семыкиной, Pascal Campion, Лаура Лейн (Laura Laine), Cale Atcinson, Елена Брыксенкова, очень-очень много чумовых иллюстраторов в инстаграм и пинтерест.
12 – Какие у вас планы на будущее? Ближайшее и глобальное?
Ближайшее – для портфолио и вообще для лучшего понимания этой профессии иллюстрировать несколько детских книг. Сейчас в работе две книжки-картинки. Две уже есть. Очень интересная работа. В перспективе очень хочу делать свои собственные проекты. Есть несколько идей, зреют в процессе. Еще в проектах есть онллайн школа, где мне хотелось бы интегрировать навыки психолога и иллюстратора.
Вот такой интересный разговор у нас получился. Если вы хотите познакомиться с Леной по-ближе, и продолжить следить за ее творчеством, вот ее
Если у вас остались вопросы к Лене или ко мне – милости прошу в комментарии! Всем ответим 🙂 И, как всегда, сохраняйте в закладочки, чтобы не потерять вдохновение, а так же делитесь с друзьями в соцсетях (кнопочки ниже)! Кто знает, может именно эта статья даст им шикарную идею, из которой родиться что-то новое! Давайте приумножать прекрасное!
* * *
Минутка рекламы: подробно о создании профессиональных иллюстраций, использовании света, цвета и тональности; ритма композиции и о работе с перспективой – вы узнаете на моем онлайн-курсе Секреты Иллюстрации
Полный список видео-уроков здесь!
Спасибо большое за интервью! Очень интересно. Творчество Евы люблю давно и преданно))
Возник только один вопрос… Вот всякий раз, когда читаю истории успеха, встречаю, что в начале пути была вот эта аддикция и пренебрежение другими сторонами жизни, что не надо так делать. В том числе и у Элины Эллис)) А можно ли без этого добиться успеха? Может, это все-таки обязательный компонент?..
Мне кажется если ты хочешь, чтоб результат был выше среднего, нужно работать больше среднего. Истории успеха, построенные на удаче и “само пришло” обычно плохо заканчиваются и крайне недолговечны. Чаще всего – это титанический труд…. Но тут уже ваш выбор, что вам нужнее – успех в вашем деле, или тихая комфортная жизнь без напрягов. Оба варианта отличные, Просто каждому свое.
А я оказалась подписана на Елену! Только не знала, что она русский иллюстратор! Спасибо большое за интервью!!! Так интересно читать всегда о становлении художника. Что бы мне ещё хотелось узнать, так это откуда родился псевдоним?;)
Здравствуйте. Меня Ваши иллюстрации поддерживают. В телефоне много милашного – яркое доброе солнышко. Загляни и забудь о происходящем вокруг