Бізнес ілюстратора

Кто такие АРТ АГЕНТСТВА, или нужен ли вам представитель?

Когда я только собиралась стать детским иллюстратором, я понятия не имела, кто такие арт агенты и зачем они нужны. Я не искала арт агентство, и думала, что сама справлюсь. Но, даже не смотря на то, что я проделала огромную работу по самопродвижению, создала свой сайт и блог, а так же собрала нехилую базу данных по издательствам, и разослала всем свое портфолио, без арт агентства все-таки не обошлось.

Прошло 10 лет. Теперь у меня есть большой опыт работы не только с международными арт агентствами, но  и с литературными агентствами, и с агентствами по лицензированию моих работ. Теперь я могу вам подробно рассказать о том, что это за звери, в чем преимущества работы с ними, и в чем недостатки, где их искать и как их контактировать, чтоб вас взяли в штат художников.

Так что устраивайтесь поудобней, информации будет много, и она вся очень нужная и ценная!

Арт агентство:

Это компания, которая является посредником между вами (художником/иллюстратором) и конечным клиентом. Они этих клиентов вам ищут, ведут переговоры от вашего имени, заключают контракты, и вовремя выписывают счета. За это они берут комиссию – определенный процент от суммы контракта (в среднем это 30-35%), от ВАШЕГО заработка. Арт агентства бывают локальные (работают на местном рынке) и международные (работают с издательствами по всему миру). Настойчиво рекомендую вторые! Для этого учите английский язык! Бывают маленькие – пару человек в штате, которые представляют штук 20 художников, и большие – много народу в штате, которые представляют сотни художников. Условия работы с арт агентствами тоже бывают разные, но об этом позже.

Литературное агентство:

Это компания (или частное лицо), которая представляет вас не только как иллюстратора, но и как автора. Если вы автором не являетесь, литературное агентство не для вас. Лит агентства обычно поменьше и повыше классом. Они более тесно сотрудничают с авторами, работают с ограниченным количеством издателей, и берут в среднем 15% от суммы контракта. Попасть к ним сложнее, чем в арт агентство. Ведь вы им должны понравится не только как художник, но и как писатель.

Лицензионное агентство:

Это компания (или частное лицо), которая продает лицензии на уже готовые ваши работы. Их клиентами являются издатели открыток, подарочных товаров, рекламщики, компании, которым нужны индивидуальные картинки для различных целей. Это, по сути, тот же Shatterstock, только более элитный вариант. Я сотрудничаю с таким агентством, которому сливаю все свои свободные картинки, и они их продают по всему миру для самых разных целей и предназначений. Они берут 40-50% от суммы контракта, но могут выторговать гораздо более высокие гонорары, чем тот же Shatterstock, где за картинку вы получаете копейки.

Арт агентство тоже может представлять вас не только как иллюстратора, но и как автора, а так же заниматься лицензированием ваших работ. А вот литературное – лицензиями не занимается. Поэтому сменив арт агентство на литературное, я подписала контракт с отдельным лицензионным агентством.

Но давайте не будем лезть в дебри специфики работы разных типов агентств. Остановимся на самом универсальном и распространенном – АРТ АГЕНТСТВО, потому что скорее всего вам именно туда.

Итак, плюсы сотрудничества с арт агентством – 

  • Они способствуют вашему продвижению и всячески вас рекламируют. Многие художники не любят и не хотят заниматься саморекламой. Вот за них это делает агентство.
  • Они имеют доступ к издателям, к которым вы доступа не имеете. Агентства – это своеобразная лакмусовая бумажка. Раз вас представляет арт агент, значит вы уже не так плохи, и к вам стоит приглядеться поближе. Издательства более склонны рассмотреть работу, предоставленную агентом, чем пришедшую невесть откуда по почте. Плюс ко всему некоторые издательства вообще не рассматривают работы напрямую от художников. Только через агентства.
  • Они имеют возможность посещать издательства с вашим портфолио. Попасть на прием в издательства просто так с улицы практически невозможно. А вот у агентов есть такая привилегия, а это значит, что они покажут ваше портфолио издателю лично, а это совсем другой эффект, нежели посылать ссылку на портфолио по имейл.
  • Крупные агентства участвуют в международных выставках и ярмарках от вашего лица. У них есть свой стенд на подобных мероприятиях. Это очень дорогое удовольствие, и вам самим на такую рекламу навряд ли удастся раскошелиться.

  • Они работают с вами над вашим портфолио, чтоб сделать его наиболее привлекательным для Клиента. Хорошие международные агентства давно в бизнесе. Они точно знают, что ищут издатели и как это подать в наиболее привлекательной форме. Они могут помочь вам составить действительно классное портфолио, которое подойдет под их целевую аудиторию.
  • Они разбираются в индустрии лучше вас, могут дать дельный совет. Агенты – профессионалы своего дела. А вы – профессионал своего. Вы круто рисуете, они знают рынок наизнанку и круто продают то, что вы круто рисуете. Это в идеале… К сожалению в этом уравнении слишком много переменных. Смотря какое агентство и конкретно какой агент, а еще смотря какой рынок….
  • Они занимаются всеми юридическими вопросами, составлением контракта, продажей лицензий, выписыванием инвойсов и погоней за не оплатившими клиентами. Короче делают всю ту работу, которую очень не любят делать художники.
  • Они служат буфером между вами и Клиентом. Могут более профессионально уладить разногласие, решить, что делать, или помочь создать то, что хочет клиент.
  • Часто могут договориться о лучших условиях для вас по контракту. Агентства берут большую комиссию, но они же могут более эффективно поторговаться вместо вас и выбить лучшую цену за контракт. Художники не любят торговаться. А агенты любят. Это их работа.

Минусы сотрудничества с арт агентствами – 

  • Берут от 30% до 35% комиссии от суммы контракта, то есть от ваших кровно заработанных. Это много… Это чувствуется.
  • Вы видите гонорар еще позже, потому что он идет через Агентство. Да, они выписывают счета, но они же и получают деньги. Не вы! Обычно художнику платят частями, часто – после выполнения определенной работы. Потом агент выписывает счет, и у клиента есть месяц, чтоб его оплатить, а потом у агента есть еще месяц, чтоб заплатить вам за вычетом его комиссии. То есть в лучшем случае вы ждете свои деньги 2 месяца после выполнения работы. Но это если все сработали четко и заплатили вовремя. А если агент выписал счет позже (типа забыл), а клиент вовремя не заплатил (типа тоже забыл), то вы можете ждать свои деньги очень долго, и гоняться за всеми, и за агентом, и за клиентом… Я в свое время так гонялась… И очень меня это напрягало…

  • Не гарантируют вам работу. Многие думают, что как только они подписали контракт с агентством, так сразу посыпятся заказы. К сожалению это не так. Агентство обязуется показывать ваши работы своим клиентам, но оно не обязуется обеспечить вас работой. Обычно проходит где-то пол года с момента принятия в агентство до первого заказа. Пока они внесут вас в свои каталоги, пока обойдут все издательства с вашим портфолио. И то, это только в том случае, если издательства заинтересуются. Чего может и не произойти, и тогда вам прийдется работать дальше над своим портфолио, чтоб кого-то заинтересовать. В любом случае, я бы не расслабляло булочки после подписания договора с агентством, а продолжала продвигать себя самостоятельно. Как говорится, на агентство надейся, а сам не плошай!
  • Не всегда действуют в ваших интересах. Казалось бы, вы их клиент, они прежде всего должны представлять ВАШИ интересы, но чаще они представляют собственные. Если у них хорошие отношения с издательством, и оно им регулярно поставляет заказы на разных иллюстраторов, они запросто могут согласиться и на более низкий гонорар для вас, лишь бы удержать издательство. Особенно такой подход практикуют крупные агентства. Они зарабатывают на количестве, а не на качестве. Им проще иметь много дешевых контрактов, чем немного дорогих.
  • Если клиента вам нашло Агентство, все последующие заказы от этого клиента будут тоже идти через агентство, даже если вы вашего клиента хорошо знаете лично, и могли бы работать на прямую без посредников.

  • В зависимости от того, как заключен контракт, иногда,  вы не имеете права работать вообще с кем-либо без посредничества Агентства, даже если клиент сам вас нашел, или вы его нашли. Внимательно читайте Контракт!
  • Вы не можете работать с несколькими арт агентствами одновременно. Подписав контракт с одним агентством, вы автоматически лишились возможности работать с другими. Так что подбирайте своего представителя тщательно все обдумав.
  • Очень трудно разорвать связь. В агентство легко вступить, но из него тяжело выйти. Вы должны предоставить письмо о желании выйти из агентства от месяца до трех до выхода, а потом еще не имеете права работать с другими агентствами до трех месяцев, и с клиентами этого агентства до полугода. Еще раз – внимательно читайте контракт!

Так что, как видите, много ЗА и много ПРОТИВ. Из личного опыта могу сделать следующий вывод: если вы – начинающий иллюстратор, плохо знаете рынок, особенно международный, не умеете вычитывать и составлять контракты, у вас мало опыта работы с клиентами, то Арт Агентство вам очень в этом поможет.

Согласитесь, иметь 60% от чего-то все-же лучше, чем 100% от ничего. Кроме того, если это агентство международное, то даже их дешевые контракты на европейском или американском рынке могут оказаться очень даже неплохими деньгами на вашем локальном рынке, особенно если вы живете в странах СНГ. Они все равно будут в разы превышать оплату местных издательств.

Работать с агентством весьма престижно, потому что если они вас взяли, это уже показатель того, что вы чего-то стоите. Ну и это прекрасный опыт! Вам будут поступать заказы со всего мира на самые удивительные штуки. Я через свое агентство получила массу потрясающих заказов на фантастические книги, которые я ни за что в жизни не нашла бы самостоятельно.

Но! Если вы уже состоявшийся иллюстратор со своими связями в издательском мире, с наработанным именем в интернете, если вам нравится продвигать себя самостоятельно и работать напрямую с клиентами без посредников, если вам и так хватает заказов и вас не утомляет административная часть бизнеса, то иметь арт агента вам совершенно не обязательно.

Я знаю массу успешных иллюстраторов, кто работает без агента. А значит им не надо отдавать 15, 30 или все 50% своего заработка за посредничество.

Я не люблю копаться в контрактах и гоняться за издателями. Поэтому пока у меня есть агент. Может быть когда я стану на столько крутая, что ко мне будет стоять очередь из издательств, я решу, что агент мне больше не нужен. Хотя тоже не факт.

Если, прочитав эту статью, вы решили, что агент вам все-таки не помешает, то обязательно дождитесь следующей статьи в рубрике ПОЛЕЗНОЕ, в которой я расскажу, где же искать эти самые арт агентства и как их контактировать,  чтоб на вас точно обратили внимание.

Продолжение следует!

Если информация в этой статье показалась вам интересной, не забудьте поделиться ей с друзьями! Может она и им пригодится. Если у вас остались вопросы по плюсам и минусам работы с арт агентствами – милости прошу в комментарии!

Для тех, кто хочет узнать больше о профессии Иллюстратор, а точнее –

  • На какие вопросы стоит ответить себе, прежде чем решиться стать иллюстратором
  • Почему многие терпят неудачу
  • Как найти свою нишу, создать свой бренд
  • Как понять, кто ваши клиенты, как их искать, и что делать, чтоб они нашли вас
  • Как искать Издательства, как правильно их контактировать
  • Как должен выглядеть Контракт Иллюстратора
  • Как правильно вести переговоры
  • Что такое Авторское Право и как его защитить
  • Что такое лицензирование рисунков, зачем оно нужно
  • Сколько платят иллюстраторам. Ценообразование – международные стандарты
  • Как правильно рассчитывать цену своих услуг
  • Как правильно организовать рабочее место и время
  • Как стать настоящим профессионалом

То обязательно смотрите лекцию ПРОФЕССИЯ ИЛЛЮСТРАТОР. Там все это по полочкам разложено. Сейчас на нее приятная скидка!

Весь список ОНЛАЙН УРОКОВ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ смотрите здесь!

Успехов вам и Творческого настроя!

Поделиться с друзьями:

What others say about this post? (10 Comments)

Leave a Comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

×