Международный фестиваль книжной иллюстрации “Морс” ежегодно проводится в Москве. Это очень вдохновляющее мероприятие в области детской книги и иллюстрации. “Морс” является площадкой, которая объединяет современных книжных иллюстраторов, издателей, писателей и читателей. Это место, где можно себя показать, на других посмотреть, и еще узнать много нового и интересного.
Я решила, что никто не сможет рассказать нам о фестивале “Морс” лучше, чем его непосредственный идейный вдохновитель, основатель и организатор Анна Чефранова. Мне удалось уговорить ее на эксклюзивное интервью для нашего сайта, которым мне не терпится поделиться с вами!
1 – Расскажите немного о себе. Кто вы? Чем занимаетесь? Где учились?
Меня зовут Анна, я на данный момент учусь быть иллюстратором, ищу себя в этом направлении. Училась я много где. Первую свою вышку я получила в Московском Государственном Горном университете, специальность программист-системотехник. Совсем не творческая профессия, так сложились обстоятельства, но я, надо сказать, совсем об этом не жалею. Техническая специальность помогает схватывать и анализировать информацию быстрее. С класса восьмого я хотела стать режиссером кино, но не сложилось, и я этому наверное даже рада, и я точно знаю, что когда-нибудь, когда мне будет что сказать, я обязательно буду снимать. Еще я отучилась в БВШД на курсе Димы Карпова, это тоже мне помогло, можно сказать, расширило горизонт и придало уверенности. Я всегда хотела рисовать, хоть в силу разных обстоятельств это не могло стать моей первой профессией, но после окончания школы я постоянно занималась частным образом с преподавателями. Меня учили преподаватели из ВГИКа, из МГУП, из Репинского училища и Строгановки – от всех я что-то взяла и теперь пытаюсь найти свой путь.
2 – Как появилась идея фестиваля? Почему вы решили этим заниматься?
В какой-то момент учась рисованию и работая дизайнером я поняла, что редко получается у меня пройти мимо книжного магазина, особенно за рубежом. Я с большой любовью рассматривала все детские книги, потихоньку начинала собирать коллекцию, и в какой-то момент я поняла, что иллюстрирование детских книг это в принципе такое же рассказывание истории как кино или анимация и это дико интересно. Я нашла в Москве курсы книжной иллюстрации, отучилась и по окончании мне и нескольким сокурсницам захотелось сделать небольшую “выпускную” выставку и мы взялись за организацию самостоятельно. Было сложно, ново и непонятно, но выставка случилась. И ещё появилось понимание того, что для молодого иллюстратора, если он не член художественного союза, выставиться и показать свои работы возможности нет. Потом возникло желание сделать ещё выставку, побольше… А потом собственно и возник фестиваль. Надо сказать, что перед первым фестивалем мы дико боялись, что мы чего-то не знаем – идея же очевидная, не выдумываем ли мы велосипед. Книги это так важно и так интересно, книжная иллюстрация это вообще первое, что ребенок видит и осознает в книге, еще не умея читать, и неужели нет ничего про книжную иллюстрацию такого открытого формата в Москве и России в целом. Оказалось, что и правда нет, не было точнее, теперь есть.
3 – Как давно и где именно он проходит?
Фестиваль в этом году будет проходить уже в третий раз, с 2015 года проводим его в ARTPLAY — центре дизайна в Москве.
4 – Кто может принять участие в фестивале и на каких условиях?
Принять участие может любой иллюстратор вне зависимости от возраста и количества изданных книг. Нужно подать заявку, ее рассмотрят. В случае утверждения заявки нужно оплатить взнос, все остальное мы делаем сами — распечатываем, оформляем паспарту и рамы, развешиваем, верстаем каталог и прочее. Иллюстратору остается только прийти на сам фестиваль и получить каталог.
5 – Что дает ваш фестиваль? Для кого он?
Наш фестиваль для иллюстраторов, для издателей, и для людей, которые любят и ценят книги с иллюстрациями, по большей части это родители с детьми.
Три дня нашего фестиваля – это место встречи иллюстраторов, как-то стихийно получилось формирование иллюстраторской тусовки и надеюсь это будет только разростаться.
К фестивалю мы издаем каталог с работами иллюстраторов-участников: в бумажном виде и пдф, этот каталог потом расходится по российским и зарубежным издательствам. В этом году мы ездили в Болонью и насколько хватило рук раздали его лично в иностранные издательства, а также отправляли английскую пдф версию по почте. Я знаю, что каталог работает, издатели находят иллюстраторов – меня лично это крайне радует. Стыковка издателей и иллюстраторов это одна из задач фестиваля. Также задача фестиваля – показать интересных современных иллюстраторов читателям, чтобы у конечного потребителя книг было понимание насколько разной бывает книжная иллюстрация, какая она вообще бывает эта современная книжная иллюстрация. Тем самым, надеюсь, подготавливаем почву для издателей, которые в основной своей массе, пока еще боятся печатать современные смелые иллюстрации, потому что люди не купят и не поймут. Это отчасти относится и к вопросу: “Почему наши прилавки до сих пор пестрят кислотными цветами и дешевой компьютерной графикой”? Мы давно задумывались, почему происходит так, ведь есть у нас толковые иллюстраторы. Готовясь к первому фестивалю в 2015 году мы делали анализ по 25 российским издательствам, в результате выявили, что книги российских иллюстраторов составляю 35 % от общего числа издаваемых книг, причем надо учесть что российские иллюстраторы это еще и большей частью переиздания советских книг. В этом году мы исследование повторим, надеемся, что что-то да изменилось.
Почему так случилось. У нас очень сильная советская иллюстраторская школа, это мэтры, которых любят и знают все. В СССР с иллюстрацией действительно было хорошо, она развивалась в ногу со временем, несмотря на определённую изолированность страны от мира. Но после того как в России произошла перестройка, на рынок полилось всякое из разных стран, яркое, глазастое. Это произвело фурор, как и всё заграничное, люди все это начали покупать как лучшее, в общем вау-эффект чистой воды. При этом качество зарубежной продукции было, мягко говоря, разным. Нашим книжникам для того, чтобы продаваться и как-то выжить, пришлось мимикрировать под это глазастое и кислотное. Время шло весь мир тихонечко развивался, приходил к современному искусству и к иллюстрациям, менялся вкус, менялся рынок, менялись люди. А у нас развития не было, мы без какого-то развития просто переваривали вал глазастого зарубежного нечто, и книжный рынок в нём застрял. И получается, что художники, которые являются резонаторами мира, изменились и творят согласно современности, не печатаются. Потому что издатель не выпустит книгу, к которой потребитель не готов, которую не купят.
В общем, мы делаем фестиваль в том числе, чтобы заинтересовать людей новой иллюстрацией. Мир изменился, СССР в прошлом, новые технологии, новые отношения, новые люди и новое мышление. Книга тоже должна жить и развиваться дальше.
6 – Расскажите, с какими трудностями вам пришлось столкнуться на пути его создания. Какие трудности существуют сейчас?
Проблемы вечные: кадры и деньги. Фестиваль находится на самоокупаемости, без спонсорской поддержки и поэтому команда большую часть времени работает на энтузиазме. Это очень сложно, фестиваль занимает очень много времени. Многие загораются, но не все выдерживают, к сожалению. Поэтому команда у нас маленькая, но крепкая.
Еще трудность в том что мы фестиваль молодой, и это естественно вызывает недоверие и даже неприятие местами. Я надеюсь со временем мы это преодолеем, мы просто хотим чтобы книг с разными и качественными картинками было больше, мы нацелены на это.
7 – Какие у вас планы на будущее? Собираетесь ли развиваться/расширяться, и как?
Конечно нужно развиваться. Повышать уровень выставочных работ, чтобы участие в фестивале было своеобразным знаком качества. Расширять сотрудничество с издательствами, самим начать двигаться в направлении издательской деятельности. И потихоньку выходить на международный уровень. Чтобы в Болонье тоже знали про Морс :).
8 – Что вы думаете о современной детской иллюстрации?
Современная детская иллюстрация очень разная. Каждый может найти что-то для себя, для ребенка. Иллюстрация отражает мир — становится смелее, мобильнее, быстрее, более дерзкой. Иллюстрация выходит за рамки просто картинок для текста, она становится самостоятельной и некоторые книги уже покупают за картинки, а не за текст (например кижки-картинки).
И понятие “детская книжная иллюстрация” уже размывается, есть книги, которые я сама рассматриваю как художественный альбом. И, да, дети тоже любят такие книги.
От себя добавлю, что я считаю Анну настоящим героем и первопроходцем. Я надеюсь, что фестиваль будет расти и набирать обороты с каждым годом. Я знаю, как мало подобных мероприятий пока существует, и как они важны для начинающих художников и для читателей.
Если вы вдруг решите поучаствовать, или прийти посмотреть на работы современных иллюстраторов, то вот Фейсбук страничка фестиваля, а вот его Инстаграм. Давайте поддерживать хорошие начинания.
В комментариях напишите, пожалуйста: были ли вы на этом фестивале? Как вам? Знали ли вы о его существовании? Хотелось бы поучаствовать или организовать нечто подобное в своем городе?
И заранее спасибо за репост, возможно кому-то из ваших друзей эта информация будет крайне полезна!
Ой, я в прошлом году была на этом фестивале! Как гость, естественно) специально ездила поглазеть и послушать. А послушать там есть чего! Лекторы – это люди, которые рулят книжной иллюстрацией у нас в стране: арт-директора оч. крутых издательств (росмен, самокат…), представители арт-агенств, художники . И их можно было не только послушать, но свои работы показать и даже комментарий получить. Мне кажется, это вообще единственный шанс для начинающего иллюстратора в России показать свою работу, например, арт-директору “Самоката” и услышать конструктивную критику. В общем, это просто нереально крутой проект!!!
Узнала о фестивале буквально в прошлом году, а в этом уже еду как посетитель. Безусловно, хотелось бы стать участников это великолепного действа.
Узнала о фестивале из Вашей статьи. И безусловно очень хочется принять участие в этом грандиозном событии. Пока не знаю с чего начать и какие работы они принимают
Больше информации об участии, условиях и конкурсе в группе вк Морса. Посмотрите?
Я тоже была в прошлом году на МОРСе, сразу же пошла, как только о нем узнала – вот так мне повезло. 🙂
Впечатлений осталась масса! Такие художники великолепные! Ясное дело, что первым делом приобрела каталог и до сих пор время от времени его пересматриваю.
С большим удовольствием встретила там выставленные работы одной из наших сотоварищей по Дню Крокодила. Даже погордилась.
Ходила на несколько МК. И даже рискнула показать несколько своих рисунков арт-директору Самоката. И она сказала, что таки да, есть резон продолжать рисовать. И что нужно отрисовать какую-нибудь книгу целиком. Эти ее слова, да плюс Ваша постоянная поддержка, Элина, так меня воодушевили, что вот до сих рисую и продолжаю верить, что рано или поздно (лучше бы пораньше, конечно) все же научусь. :)))
В этом году тоже обязательно пойду. Жду уже давно. 🙂 А в следующем, верю, смогу и сама стать участником.
Сто процентов сможете, Ниночка! Я в этом нисколько не сомневаюсь!