Допустим вы создали свою книгу, или у вас созрела и оформилась идея для книги. Допустим вы уже изучили рынок, и поняли, к каким издательствам вы хотите обратиться. Что дальше? Как подступиться к этим Издательствам? Как их контактировать? Как писать письмо? Что туда вкладывать, чтоб произвести впечатление? Что нужно сделать, чтоб ваш проект не был отправлен сразу в мусорный ящик, не канул в лету, и не поселился в дальнем углу вашего стола?
Начнем с того, что издательства следует контактировать только тогда, когда у вас есть конкретный проект, и этот проект ВАШ. Я имею в виду вы являетесь его автором и иллюстратором. Если вы себя представляете исключительно как иллюстратора – это немного другая песня, и мы об этом поговорим отдельно. В таком случае, возможно вам будет целесообразнее искать Арт Агента.
Так вот, если у вас есть свой проект, совершенно не обязательно предоставлять его в издательства в законченной форме, т.е. как конечный продукт, где уже все готово, – и текст, и дизайн, и все иллюстрации в цвете, и обложка. Издательства этого не любят. Это означает, что у них не будет возможности внести свои коррективы и “подогнать” ваш проект под себя, а скорее всего эти коррективы у них появятся, со оглядкой на специфику их целевой аудитории, их визуального стиля (да, у каждого издательства есть свой стиль), их общего посыла. Гораздо лучше предоставлять ваш проект в издательства, когда он еще находится в стадии разработки, когда вы можете четко сформулировать идею и концепцию, и показать, как все будет выглядеть, но еще есть место для совместной работы и творчества.
Что вам нужно для этого иметь?
1 – ПДФ макет книги (если отправляете в электронном виде). В макет входит обложка, форзац, титульная страница, плюс все развороты, НО!!! В ЭСКИЗАХ! Это черно-белые наброски. Достаточно детальные, чтоб было хорошо видно, что вы имеете в виду, но не достаточно детальные, чтоб их изменение влекло за собой серьезные сложности.
Урок “Как создать первую книгу” смотрите здесь <<
2 – Текст вашего произведения отдельно в формате Microsoft Word, чтобы издательство могло “прочувствовать” как читается текст без картинок, на сколько он сильный. Разумеется, это в том случае, если текст играет роль. Если текст минимален или отсутствует, мы этот пункт опускаем. Важно, чтобы весь проект был выдержан в едином ключе и стиле.
Урок “Как найти свой Творческий стиль” здесь <<
3 – Два-три законченных РАЗВОРОТА в цвете. Не страницы, а именно разворота. В профессиональном мире информация воспринимается именно в формате разворотов. Ваш ПДФ книги тоже должен быть в формате разворотов, а не отдельных страниц. Это нужно для того, чтоб издатель понял, как вы себе видите конечный продукт.
Комплект уроков по Секретам Иллюстраций здесь <<
4 – Непосредственно письмо в издательство, где вы представитесь сами и представите ваш проект. Это может быть текст имейла, если будете отправлять по электронке, или письмо на бумаге с вашим логотипом и контактной информацией.
Давайте остановимся на письме чуть подробней, потому что это первое, на что упадет взгляд издателя, или редактора, и если письмо не впечатлит, дальше уже никто смотреть не станет. Помните, таких писем в издательства каждый день приходит куча. Большинство из них – мусор. Ваше должно выделиться на общем фоне. Так же помните, что у издателя очень мало времени. Если вы накатаете простыню длинной в маленькую повесть – никто читать даже не станет. Все, что больше страницы – сразу идет в топку!
Итак, как писать письмо в Издательство:
- Представьтесь. Коротко!
- Напишите, почему вы решили обратиться именно в это Издательство, чем оно вам импонирует.
- Упомяните книги или авторов/иллюстраторов, которые были опубликованы этим Издательством, и скажите, что это – ваши кумиры.
- Упомяните о наградах, премиях, полученных книгами этого Издательства. Покажите, что вы знаете, кто они и чем занимаются.
- Расскажите о вашем проекте (хорошо продумайте). Это должен быть самый захватывающий и интересный параграф в письме.
- Предоставьте ПДФ (reduced size) вашего проекта по разворотам и отдельно текст. То-есть в вашем письме должно быть 2 вложения.
- Дайте ссылку на свой вебсайт/портфолио.
- Поблагодарите за время и беспокойство.
Это все должно быть очень коротко и емко.
Что НУЖНО:
- Тон максимально профессиональный
- Письмо должно быть адресовано ПРАВИЛЬНОМУ человеку (имя, фамилия, правильный имейл)
- Проверьте орфографию и грамматику
- Будьте кратки, но содержательны. Текст не больше страницы
- Фокус на проекте, а не на вашей биографии. Самый главный параграф – о вашем проекте. Этот параграф должен увлечь и захватить издателя, чтоб ему не терпелось открыть ваш ПДФ и посмотреть, что же вы там создали!
- Упомянуть ваши иллюстраторские заслуги и регалии, если они у вас имеются (победы в конкурсах и т.д.)
Фотографии замечательной Елены Карп
Что НЕ НУЖНО:
- Включать личную информацию, не связанную с проектом. Сколько у вас детей и со скольки лет вы рисуете – никого не интересует
- Писать как долго вы работали над проектом
- Говорить, что это ваш ПЕРВЫЙ проект и вы – новичок. Это никак не добавит вам очков в глазах издателя
- Говорить, что ваша книга понравилась вашим детям, внукам, коту
- Говорить о том, что из проекта выйдет отличный фильм, мультик или театральная постановка. Это издателю решать, а не вам
- Упоминать, что вам где-то отказали
- Говорить, что все авторские права принадлежат вам. Это и так понятно
- Посылать подарки, печатать на пахучей бумаге разных цветов, всячески “украшать” свое послание гифками, и прочей фигней, и т.д.
Есть три способа контакта издательства, которые можно разделить по степени их эффективности. Вы можете:
1 – Послать ваш проект по электронной почте. Это самый простой и дешевый вариант, но и самый малоэффективный. Ваше письмо может затеряться, файл не открыться, или долго грузиться, он может выглядеть не так выигрышно на экране компьютера, как вживую. В электронном формате сложнее всего произвести впечатление.
2 – Послать ваш проект традиционной почтой. Это сложнее. Вы должны инвестировать в презентацию, прежде всего в макет книги, который должен быть напечатан и собран профессионально, на хорошей бумаге и с правильным цветовым разрешением. Это стоит денег. Так же вам прийдется потратиться на пересылку, особенно если будете слать за границу. Но! Мы все существа тактильные. Особенно издатели. Они обожают переворачивать страницы. На ваш проект потратят гораздо больше времени, разглядывая его, если они будут держать его в руках, а не видеть на экране.
3 – Личное присутствие. Если у вас есть возможность прийти в издательство и лично продемонстрировать свой проект – это прекрасно и наиболее эффективно, но и очень сложно. Скорее всего такого можно добиться только по знакомству. Но кто вам запрещает использовать знакомства?
Рекомендую отправлять свой проект для начала в 5 самых крутых издательств. Кто знает, возможно удастся сорвать Джек Пот! Там откажут, отправьте еще в десять по-проще, и там ничего не вышло – отправьте в 20 остальных. Только обязательно внимательно читайте причины отказа. Возможно вам просто нужно доработать свой проект и попробовать удачу заново. Не стесняйтесь отправлять в те же издательства усовершенствованный проект, если вы приняли во внимание их комментарии.
Ну вот и все! Надеюсь было интересно и полезно. Если вам эта информация показалась ценной, возможно она окажется ценной и для ваших друзей, так что РЕПОСТЫ приветствуются! Эти советы распространяются как на местный рынок, так и на международный. На международном все то же самое, только на английском :)))
* * *
☝ Более подробно об издательствах и арт агентах, как их искать, как с ними контактировать, и как избежать “фатальных” ошибок, а так же все о ценообразовании, лицензировании и защите авторских прав, вы можете узнать из онлайн-лекции “Профессия Иллюстратор“.
☝ Полный Комплект лекций по Иллюстрации сейчас доступен с крутой скидкой 😉
Смотрите здесь!
Спасибо
Элина, и вновь – большое спасибо за Вашу полезнейшую статью! Однако, у меня есть несколько дополнительных то ли вопросов, то ли сомнений.
Поскольку я ориентируюсь на возможность заинтересовать собой российских издателей (на международную сцену, думаю, мне не светит никогда выйти, уж слишком я откровенно в “восточно-европейская”, не в тренде), то первый вопрос-сомнение по поводу электронных писем. Я пересмотрела условия приема работ десятков издательств. И все пишут, чтобы им посылали на электронку. В лучшем случае – прямо с сайта по форме обратной связи… Так что, вероятно, нет смысла посылать свои предложения по обычной почте?
Второе – чертово портфолио. “Чертово” в том смысле, что я никак не наберусь смелости его сделать. В результате: чего я думаю о связи с издательствами, если до сих пор не уверена, что у меня в активе есть работы, которые можно показать в портфолио? О трусость, трусость!..
Третье – агенты. Опять же рылась, рылась на просторах интернета… Единственное агентство для иллюстраторов, это “Бэнг-бэнг”, но у них нужно сперва курс закончить, а он стоит, как небольшой, но новый автомобиль. И при всех своих теоретических знаниях о пользе инвестиций я просто физически не в состоянии туда пойти. Значит, нужно как-то все же набираться смелости и лезть в издательства через свои страхи.
Вот и получилось, что не столько вопросы, сколько жалобные вопли. :)))
Это комплексы в вас говорят, Ниночка. Задание вам первое – бегом делать портфолио, а лучше сразу сайт! Соберетесь что-то показывать издателям – нужно обязательно ссылку на свой сайт предоставить, чтоб они видели, что вы серьезный иллюстратор. По поводу агентств – в пост СНГ странах этот бизнес только зарождается, и ничего хорошего и достойного пока нет. Так что если думаете об агентстве – все равно прийдется оправлять в международные. Делайте сайт, и шлите все и всем и никого не бойтесь!
Элина, спасибо! Вы просто… просто ангел какой-то! Вы не поверите, но я, после того, как Вам сегодня нажаловалась, так на себя разозлилась, что отобрала в отдельную папочку некоторое количество своих иллюстраций. А теперь пошла смотреть по своим закладкам, где смогу портфолио разместить свое. Спасибо! :)))
Ой, Элина, хотела ведь с самого начала написать, а потом заныла-заныла и не написала. У Вас потрясающие фотографии в статье! Очень, очень суперские! 🙂
спасибочки :))) Есть еще порох в пороховницах!
спасибо! это как раз то,чего я ждала)
получается, для Picture book(в которой 6-8 предложений), можно word файл не прилагать?
ох,осталось написать письма,кому надо, как надо, научиться делать макет книги в пдф и распечатать dummy books)))а,ну и отослать)
Ну если 2-3 предложения, то можно не прилагать, а если 20-30, то лучше вложить
Элина, статья замечательная и очень полезная, как всегда. Но простите, ваши фотографии все затмили 🙂 ВЫ затмили! Потрясающе выглядите, даже на фотографии чувсвуется ваш драйв, аж пробирает 🙂 И эти красные туфли 🙂 Елена так здорово запечатлелана фотографиях ваш характер и настрой 🙂 Срочно менять аватару на сайте)
Согласна 🙂 Сегодня поменяем!
Спасибо огромное, Элина за полезную и нужную статью! Только вся беда в том, что большая часть издательств вообще не отвечает на письмо, не говоря уже о причине отказа!))
Да, и такое бывает. Но с качественным проектом и презентацией у вас точно больше шансов.
Спасибо за статью, Элина! Как раз есть написанная детская история, которую никак не соберусь отправить в издательства.
Прочла про джек-пот и возник вопрос: А если вправду вдруг так повезет, что несколько издательств сразу ответят согласием. В этом случае необходимо выбирать какое-то одно из них или можно печататься во всех?
прийдется выбирать 🙂
Спасибо за статью! Но есть много вопросов о взаимодействии с издательствами. И сомнений в своих силах. Но с последним – разобраться проще, я ж у себя рядом.
Правильно ли я понимаю, что надо одновременно писать в пять (10, 20…) издательств? Или всё-таки разнести во времени? Например, дать 2 дня на ответ. Нет ответа? Погнали по списку дальше.
И как корректно сказать издательству, что другое уже ответило?
А если ответили в духе, приходите пообщаться, но мы ничего не обещаем? В таком случае просто подождать? И сколько можно не отвечать на письма издательств?
Элечка! Статья очень полезная, спасибо огромное! А у меня вот какой вопрос: если автор книги другой человек, и это такой общий проект, тандем иллюстратора и автора, как грамотно отправить проект в издательство? Как грамотно разделить права, доход, проценты с продаж между иллюстратором и автором? Или это просто гиблое дело? Вопрос вот прямо насущный, буду очень благодарна за ответ!
Эти всем будет заниматься издатель, а не вы. Так что не переживайте по этому поводу. Обычно, права на рисунки остаются за иллюстратором, а на текст – за писателем. Разделение гонорара очень варьируется, и зависит от многих факторов. Единой системы нет. Но я не сторонник таких тандемов. Разве что только, если вы ОЧЕНЬ хотите сделать проект вместе. Но издателю может понравиться текст, но не понравятся рисунки, или наоборот. И получится, что проекту откажут, потому что кто-то из тандема потянет его назад.