Знаете, что я чаще всего слышу в разговорах с людьми, которые говорят, что хотят рисовать, но не рисуют? Фразу “Я боюсь”. Боюсь, что не получится, боюсь пустого
листа, боюсь критики, боюсь, что меня не поймут. Давайте поговорим о страхах, и может быть к концу статьи мне удастся их хоть частично развеять.
У меня к вам вопрос! Зачем оно вообще вам надо? Почему вы хотите рисовать? Или почему рисуете? Это хобби? Какая-то внутренняя потребность? Работа? Это серьезный вопрос. Подумайте, зачем оно вам надо. Может оказаться, что оно вам не так уж и надо, и страх – это просто одна из отмазок, которые вы придумали, чтоб все-таки не рисовать. Я, например, на пианино хотела бы играть. Но меня как-то не прет от мысли практики по несколько часов в день. Могу сказать – я боюсь, могу сказать – лень, или времени нет. Но причина на самом деле одна – оно мне не очень нужно. Моей душе комфортно и без этого.
А вот без рисования мне плохо. Для меня это – как воздух. Это самая естественная потребность, как дышать, кушать и бегать по утрам. Я рисую не потому, что это у меня хорошо получается. Скорее наоборот, у меня хорошо получается, потому что я все время рисую. Если у вас есть потребность в рисовании, значит у вас есть и определенный (хотя может и глубоко зарытый) талант. Если бы у вас не было природных наклонностей и способностей, вам бы просто не хотелось рисовать.
У большинства из нас присутствует вдолбленный в нас с детства комплекс отличницы. Надо, чтоб было обязательно красиво, правильно, надо, чтоб было точно, как картинка в голове. А еще надо, чтоб всем нравилось, все хвалили и восхищались. А если так не получается, значит нечего и начинать. Только позориться и расстраиваться. Или хорошо или никак!
Прищемить бы языки в дверном проеме тем педагогам, которые поселили эти крамольные мысли в наших светлых головах!
Поверьте, все, что вы рисуете, даже самое косое, кривое, и возможно безобразное (тоже очень относительное понятие) – это очень круто и здорово! Вы создаете что-то из ничего, вы делитесь частичкой себя с миром, вы совершенствуетесь.
Но давайте по-подробней. Вы боитесь, что ваши рисунки кому-то могут не понравиться? Так ясное дело! Вы же не 100 долларовые купюры рисуете, чтоб они всем нравились. Даже самые известные и талантливые художники были кем-то нелюбимы и кем-то раскритикованы. Представляете, что бы было, если бы они тоже так забоялись, что перестали рисовать? Меня критикуют гораздо чаще, чем хвалят. Мне это даже нравится. Из критики можно извлечь гораздо больше полезного, чем из похвалы. А та критика, с которой я не согласна, меня не парит. У нас демократия. Каждый волен думать и говорить, что хочет. А я вольна пропустить это мимо ушей и продолжать рисовать то и так, как вижу и считаю нужным.
Вы не рисуете, потому что знаете, что Вася Пупкин, и все его друзья в придачу, лучше вас нарисуют? Ну и что? Ну нарисует Вася лучше. А какое он к вам имеет отношение? Всегда найдется кто-то, кто делает что-то лучше вас. Это вовсе не повод, чтоб вы это перестали делать. Вася, между прочим, тоже по ночам рыдает в подушку и нервно грызет ногти, потому что по его мнению Петя – еще круче рисует! И Петя, хоть он несомненно очень крут, тоже далеко не всегда собой доволен. И у него кумиров хватает.
Что еще? Вы боитесь, что ваши творения вам самим не понравятся? Что у вас в голове была бабочка, а получился динозавр? Ответ на эту дилемму прост! Рисуйте целую неделю одних бабочек каждый день и к концу недели они начнут походить на бабочек! Это вы не рисовать боитесь, это вам просто лень практиковаться. Сразу хорошо не получается ничего и никогда. А на то, что кажется сделано с легкостью, скорее всего понадобились годы практики. И если вам не нравится, что у вас получается, это тоже хорошо. Значит вам есть к чему стремиться. Значит следующий рисунок будет лучше.
Вы боитесь пустого листа? Могу дать несколько практических советов. Не начинайте с пустого листа. Поставьте точку, проведите линию, и отталкивайтесь уже от этого. Не покупайте дорогих альбомов. Покупайте дешевые, чтоб было не жалко марать. Начните с маленьких форматов и мелких быстрых зарисовок. Всегда носите маленький скетчбук и пару карандашей с собой. Рисуйте на улице все, что видите. Кроме того, что это отличная практика, у вас просто не будет времени бояться, все внимание и мысли будут прикованы к объекту рисования. Рисуйте вместе с друзьями, участвуйте в творческих флешмобах, типа нашего “Дня Крокодила”. Вы найдете людей, близких вам по духу, которые смогут вас поддержать и вдохновить.
В конечном итоге все сводится только к одному вопросу – зачем оно вам надо? Если вы просто любите рисовать, то просто рисуйте! Если вы хотите научиться рисовать – учитесь! Я тоже все время учусь. Мне тоже кажется, что я и рядом не валялась с некоторыми художниками, ну и что?
Бойтесь лучше знаете чего? Бойтесь того, что в вас, возможно, прячется великий талант и вы, возможно, могли бы создать что-то замечательное и открыть для себя источник беспрерывного удовольствия в виде любимого хобби или профессии, а вы в этом всем себе отказываете, потому что чего-то там боитесь.
Давайте обсудим? Пишите в комментариях!
P.S.: знаете, я сама прошла через все эти мытарства… Неуверенность в себе, поиски информации, самостоятельное обучение и душевные терзания.
И так как мне удалось все это преодолеть и стать успешным иллюстратором в короткий период, думаю я, как никто другой, понимаю таких же как я людей,которые хотят попробовать, но не знают как.
Теперь, чтобы помочь вам пройти этот путь максимально легко и быстро, я создала эту платформу, где собираю всю информация по иллюстрации и ведению собственного креативного бизнеса. Чтоб не надо было никуда бегать и за умеренную плату можно было узнать все, что нужно:
- Как создать Сильное Портфолио Иллюстратора.
- Как издать свою первую Книгу с Иллюстрациями
- Как пробиться на Международный Рынок
- Как найти свой Творческий Стиль
- Как создавать запоминающиеся Образы и Персонажи
- Как перейти от Увлечения к Профессии
- Профессия Иллюстратор – агенты, издательства, контракты
- Секреты Иллюстрации – основные принципы построения рисунка
ВСЕ ВИДЕО-СЕМИНАРЫ МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ <<
Это темы моих видео-лекций, которые уже доступны для вас.
Каждая лекция – несколько часов ценнейшей информации, которую в таком концентрированном формате – собранную воедино, проанализированную и по полочкам разложенную – вы больше нигде не найдете! Ни в одной книге, ни на одном сайте, ни на одних курсах. Тем более на русском языке. Это основа всех основ и материал, необходимый не только для увлекающихся иллюстрацией, но и для других видов творчества, потому что основы для всех одни.
Так что не пропустите. Подписывайтесь на Уроки и смотрите, практикуйте и двигайтесь вперед 🙂
А когда посмотрите семинары – обязательно присылайте отзывы. Ваше мнение для меня очень важно. И пишите, о чем еще хотели бы узнать. Я сейчас готовлю новый материал, поэтому мне будет приятно услышать ваши предложения.
Вместе – мы сила и все страхи преодолеем! Это я знаю точно! 😉
Очень хорошие слова. Особенно мне понравилась мысль, про “вы боитесь рисовать? А зачем оно вам надо?” Мне кажется, если есть желание, то ни за какой страх его не спрячешь. Все равно будешь рисовать: плохо ли, хороши ли – неважно. Я помню рисовала даже на съёмках какой-нибудь скучной конференции. Потому что хотела, и мне нравился процесс. И с перфекционизм приходится бороться (да, спасибо местами педагогам, местами родителям). Многие так любят жаловаться на отсутствие свободного времени. Это лишь отговорки и вопрос приоритетов.
Конечно! Было бы желание! настоящее. Когда оно есть – человек придумывает способы, когда его нет – он придумывает причины 🙂
Отличная статья! Такие незатертые примеры и мотивирующие призывы! Спасибо!
Как психолог и творческий человек, из ходя из своего собственного опыта и опыта моих, безусловно, талантливых клиентов (у которых возникают именно такие страхи, как описано в статье) могу сказать, что под всеми этими переживаниями чаще всего кроется именно страх, что ПОЛУЧИТСЯ, а далее есть переживание, что они просто не выдержат тот успех, которого они могут достигнуть. Это такое внутреннее сопротивление себе, своим талантам и успехам. По разным причинам.. и часто бывает глубокое, не осознанное НЕ позволение себе творить. То же по разным причинам. По этому, на самом деле, когда прорабатывается страх успеха и того, что ПОЛУЧИТСЯ (можно спрашивать себя: Что если я просто попробую порисовать? Что если я просто попробую что-то сотворить? Как я тогда буду себя чувствовать? и т.п.) – тогда люди прекращают себя сдерживать и становятся успешными, счастливыми, творческими людьми 🙂 Это мой опыт и опыт моих клиентов)) Был период, когда я рисовала пол года каждый день, по 15-20 мин. вечером. Это был выход из застоя. Это очень мощное исцеляющее действие для тех, кто “боится” рисовать. И это дало мне очень много энергии и уверенности в себе. В планах написать о всех этих сложностях творческого человека книгу. Так же искренне благодарю вас, Элина, за ваши уроки по иллюстрации!! Они помогают идти по пути реализации своей мечты. И ваш личный пример успешного иллюстратора очень вдохновляет.
Большое спасибо! Очень рада, что уроки пригодились! А на счет страха, что ПОЛУЧИТСЯ – это интересно! Никогда об этом не задумывалась!
Для меня самое ужасное – это оставаться незамеченной, не признанной, если хотите. Когда мои усилия не оцениваются должным (по признакам в моей голове) образом. Это звучит эгоистично. Мне обидно за своих родителей, которые всё сделали правильно, я ни в чём не нуждалась и не нуждаюсь. И мне стыдно за себя.
Я понимаю, что показатель успеха сейчас считается много одобрения и внимания в виде лайков. И я понимаю, что самое важное – это поддержка любимых и близких людей, а не аватарок из интернета.
Я знаю, что для каждого найдётся свой зритель, но я ничего не могу с собой поделать. Каждый раз скатываюсь в пучину отчаянья “никому-не-нужности”
Ирина, классная идея написать такую книгу! Я бы с удовольствием прочла)) И спасибо за ваш комментарий, я задумалась)))
Элина, и вам спасибо за этот пост! Все верно, вспомнилась искусствоведческая история – мол как-то раз Мане и Ренуар писали семью Моне, в вдруг Мане отводит Моне в сторонку и говорит: “Вы в хороших отношениях с Ренуаром и вам не безразлично его будушее, поговорите с ним что бы он бросил писать, вы же видите что это ремесло не для него”))) Ну не дословно так наверное, но насколько помню, смысл такой был)) Это очень смешно.. И каждый оказаться на месте Ренуара)))
я таких историй много знаю. Когда человеку открытым текстом говорили, что он не умеет рисовать, а он потом ТАКИЕ шедевры выдавал! Умение рисовать – очень относительное понятие. И я никому никогда не скажу, что им лучше не рисовать, ибо кто я вообще такая, чтоб обрезать художнику крылья. Кто знает, какой гений прячется внутри?
Умом согласна со всем написанным, но на практике сложнее. Мне нравится рисовать очень, придумывала идею для календаря, делала зарисовки, но как новичок в рисовании не могу то, что в голове перенести на бумагу, да и идей маловато. А на одном энтузиазме далеко не уедешь ?
Это дело исключительно практики. Просто когда вам не нравится нарисованное – говорите себе не я бездарность, а надо потренироваться вот это рисовать, чтоб в следующий раз лучше получилось. Я об этом еще напишу
Меня буквально с детства мучают такие блоки “зачем ты это делаешь? И кому это надо?” Ну и дальше по списку… “кто это купит?!” А если никому не надо и никто не купит то и время тратить незачем . Пошла учиться на дизайн интерьера а потом магистратуру по искусствоведение потомучто это “еще похоже на профессию”.
Был период длительного полнейгего застоя, когда воообще ничего не рисовала и не создавала 5 лет
Потом поняла , что не хватает мне творчества, как ни крути. Это доставояет мне удовольствие, и после пары волшебных пинков.
Первые зарисовки были из серии ” без слез не взглянешь” ощущение что я забыла как карандаш в руках держать. Но со временем стало что о вменяемое получаться. Даже замахнулась на новые материаоы и техники. Но без похвалы конечно возникает вопрос а тем ли я занимаюсь…. а если еще и вопрос “кому это нужно?” Прилетит, то прям пуки опускаются.
Ну и конечно хочется как то реализовать свое творчесиво в материальное русло, даже не столько ради заработка сколько ради подтверждения того, что я не зря этим занимаюсь и кому то оно все таки нужно
Нужно это прежде всего вам, а о том, как реализовать свое творчество, я очень подробно рассказываю в своих лекциях. Там чуть-ли не пошаговые инструкции
А еще бывает, что желание рисовать забивается воспитанием. Потому что насаживается мнение: рисование – просто баловство, бесполезное занятие.
Вот почему, например, женщины с большей легкостью отдаются рукодельным видам творчества? Потому что в глазах общества это более “полезные” и достойные занятия.
Ваш Комментарий *А мне наоборот рисование кажется более достойным занятием, чем та же вышивка. “Я рисую” очень круто и творчески звучит. А я вот вроде бы тоже рисую, нитками, но немного комплексую на этот счет перед “нормальными” художниками. Перестать, правда, даже мыслей нет. Настолько мое:))
Я обожаю просто ваши вышивки, возможно именно потому, что сама так не умею. И не считаю это меньшим искусством. Для меня нет иерархии в видах искусства – музыка, живопись, иллюстрация, фотография, скульптура, вышивка – все одинаково круто!
Мне кажется к рисованию и стоит так относиться. Это баловство, удовольствие, шкода. Тогда вы снимаете с себя груз серьезности и повышенной требовательности к себе. И тогда начинают получаться действительно классные вещи! Меньше рамок и ожиданий, больше радости и экспериментов
Да, очень важно позволить себе рисовать ради собственного УДОВОЛЬСТВИЯ (для начала). И опять же – если ставить так вопрос: Что если мое творчество будут ценить и замечать другие люди? Которым на самом деле интересно творчество в принципе? Ведь действительно есть люди, которые очень далеки от творчества ( по своей структуре личности у них совсем другие задачи по жизни). Мне очень знакомы ваши переживания. Потому что они все “ногами” из детства. Когда вы делали что-то, но не получали адекватного отклика от близкого окружения. И появилось это переживание – что то, что вам дорого – никому не нужно и не интересно. Похоже, стоит сделать видео упражнение на эту тему “Как начать рисовать, когда есть убеждение, что это никому не нужно (и не интересно)”. Я размещу его в течении недели на своей странице в ФБ. Не хочется здесь “спамить” своими материалами психологическими. На мою страницу можно пройти, нажав на мое имя в начале поста.
О! Ну вы здесь хоть ссылочку на это видео оставьте! Интересно будет посмотреть!
Оставляю ссылочку https://youtu.be/JJTB6l1PWSQ
Приятного просмотра! Надеюсь, видео окажется полезным творческим людям, у которых есть “вредное убеждение”, что их творчество может остаться не признанным и никому не нужным.
Посмотрела с большим удовольствием. И вообще у вас там много интересного. Вот про отношения с мамой сейчас смотрю. Вы не против, если я дам ссылку на видео про страх в своих соц сетях?
Элина, благодарю! Да,конечно! Рада буду, если поделитесь.
Спасибо за мотивирующую статью! Поднялось настроение и вспомнилась крылатая фраза: если долго мучиться, что-нибудь получится. Мне кажется, она подбодрит и тех, кто рисованием занимается, но готов уже бросить по причинам, перечисленным выше – это я себя имею в виду 🙂
Не бросайте! И никого не слушайте! Только одно имеет значение – хочется ли вам рисовать, и если ответ положительный, то значит надо рисовать!
Там выше девушка написала про страх остаться в тени со своим творчеством. Я тоже боюсь именно этого. Не чистого листа, не начать рисовать (потому что я рисую уже пару лет, эти этапы, видимо, пройдены), а именно – рисовать и никогда не достичь ничего на этом поприще, потому что признание – это закономерное подтверждение твоих успехов профессиональных и творческих: ты есть, ты художник, ты востребован. Страшно никогда не добиться этого. Конечно, от этих мыслей руки опускаются, но все равно рисуешь и пытаешься продвигаться, хотя последнее сложнее самого творчества.
А вот здесь очень важно заниматься не только рисованием, но и продвижением своих работ и талантов в соц сетях и не только. Это тоже целая наука, о которой я подробно говорю в своих лекциях. Очень подробно и пошагово рассказываю, что делать. Потому что даже если вы очень крутой художник, но ваших работ никто не видит и о вас никто не знает, то признание вам не светит. Сначала вы гоняетесь за ним, а потом оно гоняется за вами. Это тот момент, где искусство тесно переплетается с бизнесом.
Спасибо большое за статью, очень актуальны все страхи. И еще у меня такой вот страх: я только еще пробую рисовать, и пока не могу определиться, с чего начать, ведь сейчас просто бездна информации. Вот и боюсь, что начну не с того, чего надо, потеряю время, толком не добьюсь ничего.
С чего вы начнете – не имеет значения. Главное начать. Вы в процессе уже поймете, как и куда двигаться дальше. Такие вещи невозможно просчитать заранее. Нет одного рецепта для всех. У каждого свой путь. Здесь главное – начать. хоть с чего-нибудь
Здравствуйте. Да, у меня есть страх. Что кто-то до меня уже рисовал, что это мало кому интересно. Но когда я рисую, то это точно идет из души – терапия 100%. И тогда совершенно все равно, кто как оценит. Рисовать я не умею в классическом смысле, и мои рисунки похожи на детские, но это почему-то не смущает.
До страха о реализации своего творчества (в коммерческом плане) я пока не доросла, так как я самый начинающий художник
все до нас уже рисовали. Так что пусть вас это не смущает. А многие художники годами бьются, чтоб научиться рисовать как ребенок. И очень редко у кого это получается. Так что у вас все круто!
Elina, в ответ на ваши слова “Главное начать. Вы в процессе уже поймете, как и куда двигаться дальше” у меня вот никак не получается понять… Пробую одно, другое, третье, десятое… Никак не могу нащупать “своё”, в смысле сюжетного направления и техники. Мастерская кОпит начатые и недоконченные работы, потому что доводить их до конца просто нет желания и энергии, когда уже на середине дела понимаешь – и это не моё. Но самое печальное тут то, что с каждой такой “неудачной” попыткой в подсознании всё сильнее растёт образ-ассоциация – “рисование это мУка” вместо когдатошнего – “рисование это кайф и драйв”, а кайф этот появляется как правило тогда, когда ты видишь классный результат (в финале или даже в процессе), с другой стороны – и получается хорошо тогда, когда тема сюжета тебя “вставляет”… Вопщем – творческий поиск в разгар творческого кризиса штука конечно та еще… Но я как Эдисон со своей лампочкой – продолжаю поисковые попытки! Подвыдохся ооочень, но – продолжаю… Спасибо Вам за статью – пару витаминов для себя выжал из неё!!!
Мне кажется, вы слишком большие задачи перед собой ставите, если у вас столько незаконченных рисунков, и они вам тяжело и мучительно даются, значит они слишком сложные и тяжелые. Начните с таким рисунков, которые можно сделать за 10 минут, чтоб уж точно закончить и не кинуть на пол пути. Не берите сложные материалы, возьмите одну ручку или карандаш, спрячьте ластик, чтоб не соблазняться, а то вы дольше стирать будете, чем рисовать. Вам сейчас главное – не создать шедевр, а просто разрисоваться. Рисуйте простые персонажи или предметы. Рисуйте быстро. Не парьтесь по поводу качества рисунков. Сконцентрируйте внимание на там, чтоб было в кайф, было весело. Черкайте, ставьте кляксы, выдумывайте что-то в добавление к своим предметам. Допустим рисовали чашку, а потом дорисовали в чашке чертика, который из нее высовывается. Балуйтесь. Вы слишком к себе строги :))) Надо расслабиться.
1. Страшно, что опоздал. Что тебе 25 и многие уже к этому знали точно, что хотят и шли, а ты поздно понял и опоздал на все поезда. И возникает – а смысл делать, если я уже не успею, надо было начинать раньше(
2. Страшно, что есть потолок личный. Я тренируюсь сейчас в портретах – и строишь, и пропорции вымеряешь, и тень кладешь – а не похоже. И сидишь – ну я вот хочу вот как кто-то там, скажи мне, что путем практики я достигну этого – лоб расшибу, но сделаю. А если нет? если там у тебя глазомер плохой, или еще что от природы, что не дано тебе и не достигнешь ты этого, даже если биться будешь до последнего?
Эта статья попала ко мне на глаза в тот момент, когда я уже прошла пик страха рисовать, но не факт, что нет новых вершин страха впереди. Помогло преодолеть страх участие в Дне крокодила 2020. На третьем задании нарисовала картинку, которая похожа на картинку другого участника. Только моя проигрывала. Я нашла в себе силы написать автору и показать свою работу. И она меня поддержала! “Ок” – сказала я себе. Походила кругами и стала рисовать другой вариант. И мне он уже понравился. Но сперва да, хотелось всё бросить. Возможно, это история кого-то поддержит.
Элина, спасибо Вам больше за этот проект!
Я не могу рисовать. Меня бесит сарказм в ответ на мои рисунки, переходящий в глупость и неадеват, если я продолжаю. Зачем я показываю рисунки? Ведь есть же универсальный ответ – надо мириться с критикой. А протестовать не надо, потому что людей не переубедить, тем более быстро. Рисунки надо показывать маме, она похвалит. Не похвалит, потому что такая же. Универсальные ответы работают всегда и везде, это железобетонная логика. По этой логике и пороть ремнём детей не запрещено.