Інтерв'ю з Ілюстратором

Ольга Гребенник – тепло, нежность, и гелевая ручка

Я уже давно и с большим удовольствием наблюдаю за творчеством замечательной Ольги Гребенник. Вы наверное ее тоже хорошо знаете по Инстаграм. Мне очень импонирует ее стиль, от которого веет теплом, уютом и легкой ностальгией. Ее рисунки можно рассматривать бесконечно, и нежно улыбаться всем сердцем. И вот я, наконец-то набралась смелости, и попросила Ольгу дать интервью нашему блогу. Она, к моей большой радости, согласилась. Интервью получилось очень интересное и душевное!

1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, живете, давно ли вы занимаетесь иллюстрацией. Что для вас значит рисование? 

Родилась и живу в Харькове и очень люблю этот город. Здесь жили и работали  Репин, Серебрякова, Исаак Дунаевский. Уточняю, потому что не все знают, что Харьков – это большой промышленный город с большим количеством ВУЗов, один из них я окончила. Но всё по порядку.

Рисую с детства, лет с двух.  Моя мама архитектор, она приносила с работы оборотки чертежей, которые, я нещадно изводила под свои детские «шедевры».

Рисование, для меня − это способ объяснить, рассказать, выразить свои чувства. В детстве не было такой вещи, которую я бы не могла нарисовать. Я всегда жила с чувством, что могу изобразить абсолютно всё, и для этого мне не нужны аналоги. Всё хранится в моей голове.

А вот иллюстрацией начала заниматься гораздо позже в 27 лет. Так складывались обстоятельства: я и рисование долгое время шли разными дорогами. Сначала меня не приняли на художественное отделение лицея, потом родители отговорили меня поступать в художественный институт. Но справедливости ради, на тот момент у меня не было достаточной подготовки для такого института.

Я поступила в академию городского хозяйства на архитектурный факультет (как мама) и с большим интересом отучилась там 6 лет плюс два года аспирантуры. Какое-то время я работала архитектором в одном из офисов Харькова, и мне нравилась эта работа.  Вообще чем бы я ни занималась, я отношусь к делу фанатически предано.

2 – Есть ли у вас высшее художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.

Наверное, есть примеры, когда люди без образования добивались больших успехов. Но это скорей исключения.

Мы никогда не задаёмся вопросом: «А нужно ли образование врачу?»

У меня высшее архитектурное образование. Конечно, рисунок у архитекторов проще и часов меньше. Но, главное в образовании, я считаю, – научить человека учиться. 

3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?

С рождением старшего сына я поняла, что материнство и архитектура несовместимы. Последняя требует времени, встреч с заказчиками и выездов на объект.

Тогда я начала рисовать. Просто так. Сначала мы рисовали с моим годовалым сыном. Старшему ребёнку хочешь дать как можно больше и как можно раньше. Он рисовал (зачеркнуто) ляпал акварелью, а я поверх его пятен  придумывала сюжеты гелевой ручкой. Постепенно каждый из нас стал самостоятельным художником.

 Не последнюю роль в моём развитии как иллюстратора сыграл инстаграм. В этой соцсети огромная концентрация талантливых людей. 

Когда ты видишь красивую книгу в магазине, нарисованную художником − это одно, а когда наблюдаешь за художником каждый день, следишь за его проектами и за  процессом создания картин − это самая мощная в мире мотивация, я считаю.

Я рисовала каждый день в любую свободную минуту. Я не задумывалась над тем, зачем я это делаю, мне просто нравилось  создавать. Но вскоре, мои работы заметили и напечатали на одежде, затем люди начали покупать мои картины, а через год я получила первый заказ от издательства нарисовать книгу.

4 – Есть ли у вас агент? Как вы находите заказчиков? Или как они находят вас?

Нет! Никакого агента у меня нет, конечно. Всё сама!

Главный способ продвижения моих работ – это социальные сети.

Моему ЖЖ (grebennik.livejournal.com) в этом году будет 10 лет. Но популярность пришла благодаря  инстаграму (@gre_ol).  Именно там за три года у меня сформировалась аудитория.

Также я регулярно отправляю портфолио в издательства. И время от времени получаю выгодные предложения.

Вообще я уделяю большое внимание тому, как выглядит портфолио. Дизайн сайта я переделывала раз пять. Периодически обновляю работы, стараясь, что бы на сайте было только лучшее и актуальное. 

5 – Оглядываясь на пройденный иллюстраторский путь, какой был ваш любимый проект и почему? Есть ли у вас проект мечты?
Тяжело выделить любимый проект, потому что над каждым я вдохновенно работала, вкладывая силы и чувства.

Наверное, «Карельские сказки» − моя дебютная книга, особенно дорога мне − это  мой первый опыт. Важно, что в меня поверили тогда и доверили работу. 

За два месяца я нарисовала 40 иллюстраций. Каждый раз, выходя из-за рабочего стола, я какое-то время молчала, потому что в голове ещё шла работа. Внутри себя я ещё рисовала и придумывала.  

Эта книга вошла в сотню лучших детских книг 2016 года на лабиринт.ру, а в 2017 году попала в топ лист книжной ярмарки Non fiction.

Что касается проекта мечты, я придерживаюсь принципа «искусство маленьких шажков» и люблю то, что делаю сегодня, не задумываясь о будущем. Сейчас я работаю над новой книгой, и буквально живу ею, просыпаюсь с желанием рисовать, засыпаю с новыми идеями.

Пока это отдельные листки с картинками, но мне хочется поскорей собрать их в книгу.

6 – В каком стиле ( в какой технике) вы рисуете? Какими материалами? Из каких стадий обычно состоит ваш рабочий процесс?

Я стараюсь выбирать стиль, который подсказывает мне текст. Ведь невозможно одинаково проиллюстрировать Шекспира и Маршака, к примеру.

Весёлые стихи Анастасии Орловой  захотелось нарисовать цветными карандашами, подражая детскому рисунку,  суровые Карельские сказки рисовала тоже карандашами, но получилась совсем другая гамма. Для сборника стихов Наталии Волковой «Шарф для поезда» я выбрала акварель. 

Свои работы (помимо книг я рисую картины, которые выкладываю в инстаграм) рисую гелевой ручкой, потом раскрашиваю карандашами, стараясь заранее ограничивать цветовую гамму.

Для меня − это идеальный материал, потому что он не требует специальной подготовки рабочего места и времени на уборку. В любую свободную минуту взял ручку, блокнот и рисуй.

Я быстрый человек по натуре, это отражается и в работе. Я не умею долго эскизировать. Определяю основные фигуры, все детали рисую сразу ручкой на чистовик. 

Ещё в школе меня никогда не заставляли делать домашние задания на черновиках.

«Учись сразу всё делать хорошо!» − говорила мне мама. 

Я придерживаюсь этого правила во всем: в работе, в отношениях, учусь жить здесь и сейчас.

7 – Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?

Моя работа – это не только рисунок. Может сложиться впечатление, что с утра до вечера я вдохновенно рисую. Это не так.

За свою работу я полностью отвечаю сама, поэтому приходится синтезировать в себе сразу несколько профессий. Я регулярно пишу тексты для блога и общаюсь с аудиторией, я научилась фотографировать свои работы, иногда снимаю и монтирую маленькие видеоролики, раскрывающие творческий процесс. Немало времени я трачу на переписку с заказчиками, сама ищу издательства, которым возможно понравится моя графика. Раз в неделю я работаю курьером, отправляя картины в другие города.

Всё, что касается создания книг, любая стадия мне приносит удовольствие − придумывать, конструировать, рисовать, прорисовывать. Это мечта, а не работа.

8 – Как вы работаете? Когда и где? Какой у вас график? Как выглядит ваше рабочее место?

Мы вместе с мужем воспитываем двоих детей, работая дома.

За пять лет научились совмещать дом и работу. 

Утром я занимаюсь с пятилетним сыном рисунком, музыкой или чтением. Младшая дочь наблюдает за нами. Как  только она ложится спать, я сажусь за работу. При этом старший занимается своими делами, чаще всего он подражает мне и папе, играя в нашу работу. Сейчас мы вместе придумываем задания для новой книги. Федя так загорелся этой идеей, что опережает меня в идеях.

Так как моя графика не требует много места, я не нуждаюсь в мастерской. У меня дома большой рабочий стол, который я когда-то спроектировала сама.

Летом, когда нужно было гулять с коляской, я брала работу во двор, и рисовала на коленках. Очень продуктивно получалось, знаете ли.

9 – Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?

Меня вдохновляют трудолюбивые люди, фонтанирующие идеями, излучающие энергию и вкладывающие её в своё дело. И наоборот, удручают те, кто привык сидеть, сложа руки и чего-то ждать.

Мои дети – это ещё один мощный источник вдохновения. Иногда я даже подсматриваю у них сюжеты для своих работ. Хочется быть для них достойным примером.

10 – Кто ваши кумиры? На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?

Я люблю Игоря Олейникова. Когда-то давно купила его книгу про Ивана Дурака и решила, что буду собирать детские книги. В этом году он получил премию Андерсена.

Анатолий Кокорин! Как у него всё просто и точно, без лишних слов.

11 – Что вы посоветуете новичкам в иллюстрации и читателям нашего блога? 

Новичкам я посоветую рисовать, рисовать и ещё раз рисовать, ни смотря, ни на что.  Не надо заранее задумываться, понравятся ли Ваши картинки кому­-то. Нужно много и честно работать, тогда всё придёт. Быть критичным к себе и верить в собственные силы.

Я с Олей очень согласна, и говорю об этом каждый день. Нет ничего невозможного для человека, который каждый день делает дело не смотря ни на что, особенно если это дело – любимое! И ничего страшного, если что-то не получается. Мастерство – дело практики 🙂

Ну и наконец, вот вам сама Ольга  в привычной рабочей обстановке. Это только мне так кажется, или все девочки-иллюстраторы – какие-то совершенные красотки? Или это внутрення красота так просвечивает?

В любом случае, я надеюсь вам было интересно почитать. Мне – так очень! Если у вас есть еще какие-то вопросы к Оле – не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях. Мы будем рады диалогу 🙂

Поделиться с друзьями:

What others say about this post? (4 Comments)

Leave a Comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

×