Будем подразумевать, что вы уже завели себе толковое Портфолио и сделали все, чтобы его увидели люди. Что дальше? Что если на вас не посыпались интересные заказы на следующий день? И месяц? И дольше? Портфолио висит. Люди даже говорят, что вы здорово рисуете. А больших гонораров и интересных проектов никто не предлагает…
В таком случае (а случай этот наиболее распространенный) мой вам дружеский совет – не надо ждать первых заказов… Ждать первых заказов сродни ожиданию сказочных принцев. Они, конечно, бывают, но какой шанс, что они прискачут именно к вам? А время идет. А рисовать и развиваться, и набирать опыт работы с клиентами надо.
Одно дело рисовать что-то свое, для себя, и в стол. Это круто. Но как это поможет вам понять, можете ли вы работать на клиента? Ведь именно этим занимается иллюстратор. Хотите рисовать для себя и свое, становитесь свободным художником.
Так что первые заказы нужно искать самим, и более того, быть готовым делать работу или бесплатно или за смешные деньги. И в этом нет ничего страшного! Наоборот, это хорошо!!! Вам будет не так страшно показаться заказчику недостаточно талантливыми и профессиональными, если вам за это еще не платят. В конце концов, давайте посмотрим правде в глаза, пока вы – аматор! С отсутствием опыта и не набитой рукой, и, скорее всего, с неопределенным стилем. Почему люди должны платить деньги вам, когда они могут найти опытного художника, который сделает ту же работу быстрее и качественней? Они не должны и не будут. Они же вас совсем не знают…. Может вы – необязательный капризный балбес?
Но! Если вы предлагаете свои услуги бесплатно, у вас есть шанс этот заветный заказ получить. Халяву любят везде! Не обижайтесь, если вам что-то заказали только потому, что бесплатно. Если вы сделаете работу качественно, толково и в срок, к вам обратятся снова. Вы знаете, как сложно найти хорошего иллюстратора? Не только иллюстратора, который умеет рисовать, а именно профессионала, который умеет вкладываться в сроки и выполнять заказ, а не мыло по тазику гонять. Так что если вы сделаете первый бесплатный заказ классно, к вам обратятся снова. И уже заплатят. Людям просто нет смысла бегать с высунутым языком в поисках иллюстратора, если они знают вас, например, и ваша работа им нравится.
Меня тут сразу поправят на славянские реалии, что у нас труд художника не ценят, и будут рассчитывать на халяву каждый раз. На мой взгляд эта дилемма решается легко. Первый раз – бесплатно, и то, только в том случае, когда инициатива идет от ВАС. Все последующие проекты – уже за деньги, если инициатива идет от ЗАКАЗЧИКА.
Я не говорю, стойте под дверьми крупных издательств или корпораций с протянутой рукой. К издательствам на первых порах лучше вообще не лезть. Вы для них пока не существуете.
Вот список ваших потенциальных клиентов:
1 – Интересные писатели, поэты, ученые и преподаватели, с которыми можно скооперироваться, у которых есть классная задумка, она вам искренне нравится, и вы можете помочь этим талантливым людям воплотить ее в жизнь.
2 – Классные интернет-проекты, желательно международные. Заповедник Сказок – отличный проект, где вы можете проиллюстрировать сказку любого автора, участвующего в проекте. Проект выходит шикарной печатной книгой каждый год! То, что нужно для начинающего иллюстратора – и опыт работы и возможность засветиться, плюс – доброе и нужное дело. Или, например, мой День Крокодила, They Draw and Cook, Illustration Friday, Inktober. В данном случае вам уже задается тема и вы рисуете в сообществе. Это супер интересно и полезно. И себя покажите и интересный проект сделаете, и портфолио обновите более стоящими работами. Кто знает другие интересные задумки, где можно порисовать – пишите в комментах!
Дело в том, что для вас на данном этапе главное – не скосить бабла, а набраться опыта работы с другими людьми, для других людей и согласно их брифу и указанным срокам, а не вашему желанию. Это время – проверить себя. Нравится ли вам работать на других людей и получается ли у вас подстраиваться под клиента. Многие художники на этом этапе понимают, что иллюстрация – это не для них. Слишком много ограничений и дедлайнов. И это нормально. Каждому свое.
3 – Благотворительные организации!!! Предложите им свои иллюстраторские услуги бесплатно. Вы поможете доброму делу, у вас появится достойное имя, которое можно добавить в портфолио в список клиентов, и у вас появится РЕАЛЬНЫЙ, и скорее всего, весьма интересный проект. И потом, это же так интересно! И этим людям так нужна визуализация и иллюстрация их миссии! Помощь детям, животным, больным, бездомным. Просто бездна захватывающей и такой нужной работы.
4 – Рукодельники и рукодельницы, кондитеры, блоггеры, фотографы и прочие люди, которым может пригодится ваша иллюстрация. Допустим, вы можете нарисовать кукол, которых делает какая-то мастерица, и написать ей очень приятный имейл, сказать, как вы восхищены ее творчеством, и оно вас вдохновило на рисунок, который вы с удовольствием ей дарите. Я получила очень много заказов на разработку бренд дизайна всяким талантливым в самых разных сферах барышням именно после того, как мои рисунки показали в своих кругах парочку рукодельниц, которым я что-то подарила.
Я не просила, чтоб меня прорекламировали или дали мне работу. Я просто делала людям приятное. Чаще всего они были очень удивлены и благодарны. И чаще всего из моего такого альтруизма получалось что-то очень хорошее. Меня или просили нарисовать что-то еще, или рассказывали обо мне в своих кругах.
5 – Большие Бренды и всем известные произведения литературы. Да, тут у вас не будет официального заказчика, вы к нему никак не подберетесь, но вы его можете додумать! Например, нарисуйте что-то для Dior, Hugo Boss, Versace, Chanel. Вы же знаете бренд? Вот и придумайте для них новую рекламу. И положите ваш шедевр в портфолио, если он классно получился. Потенциальный заказчик не будет разбираться, действительно ли вы рисовали для Шанель. Он увидит такую работу в вашем портфолио, и подумают – ого! Для Шанель рисовал!
То-же с классикой. Попробуйте проиллюстрировать Алису, Маленького Принца, Красную Шапочку, Ветер в Ивах. Я не говорю, все произведение. Я говорю хоть что-то. Придумайте свою обложку. Это опыт работы с конкретным текстом, и это все-таки, показатель мастерства, который несомненно оценит потенциальный клиент.
Главное – не требовать и не ожидать вознаграждения, пока вы из себя еще ничего не представляете. Это по меньшей мере нелепо… И, кстати, не профессионально! Повторюсь, это касается только того случая, когда вы предлагаете свои услуги сами, а не к вам обращаются. Если я нахожу человека/организацию, для которой я хочу что-то нарисовать, я далаю это бесплатно! Если человек/организация находит меня – я говорю свой тариф. О тарифе я напишу в отдельной статье, посвященной ценообразованию.
Это инвестиция, да. Инвестиция времени и потенциально не заработанных денег. Но ведь ни один бизнес не расцветает на голом месте. Считайте, что вы позже капитализируете полученные связи и главное – ОПЫТ. Так как есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Если вы новичок, то стоит наверное сначала что-то разбросать, чтоб потом было, что собирать.
Короче, первые пол года – рисуйте все и для всех! Рисуйте ради опыта и расширения портфолио. Показывайте ВСЕ свои работы в блоге и регулярно обновляйте вебсайт заменяя худшие работы лучшими, участвуйте в совместных проектах и не стесняйтесь дарить людям подарки. Поверьте мне, правило бумеранга еще никто не отменял. Все, что вы делаете, рано или поздно к вам вернется! И я вас очень прошу, не ждите манны небесной. Вам нужны первые клиенты? Идите и ищите их!
Вторые, третьи и пятые клиенты к вам сами прийдут. Правда это только в том случае, если вы не подведете первых! Запомните, плохая слава художника распространяется молниеносно!!! Стоит вам подвести одного клиента, об этом узнают все… Конкуренция в этой индустрии слишком велика. Второго шанса нынче практически никто не дает, так что не упустите первого!
И еще, не думайте, что раз вы делаете что-то бесплатно, или дешево, вы можете сделать это плохо, или менее качественно и старательно, чем если бы вам за работу заплатили. Здесь вообще не в цене дело. Дело в вашей репутации и профессионализме. В любом бизнесе далеко не все измеряется деньгами, а в иллюстрации, так и подавно. Плохая работа сослужит вам плохую службу. Независимо от того, сколько вы за нее получили, или не получили.
Это если вкратце. Больше полезных рекомендаций здесь:
1. Как пробиться на международный рынок смотрите в записи семинара: Международный Рынок
2. Крайне полезный курс о том, как вести творческий бизнес – в записи курса: Профессия Иллюстратор. Здесь практически всё, что вам нужно знать: как составлять контракты, как защищать свои авторские права, как оформлять лицензии и что делать с пиратством. ЭТО ОСНОВЫ, которые нужно усвоить как Отче Наш. Они помогут вам избежать многих проблем и неприятностей.
3. Ну и если вы всё еще не создали Портфолио – с этого надо начинать! Приходите обязательно: Портфолио иллюстратора – как показать свой талант
А в комментариях делитесь, пожалуйста, своим опытом! Если вам есть что добавить/ возразить/ посоветовать – пишите не стесняйтесь! Обмен информацией, беседа, дискуссия – это крайне важные источники для каждого из нас 🙂 Давайте общаться! Жду вас в комментах!
Перепост, как всегда, приветствуется! Возможно эта информация кому-то сейчас очень нужна и кого-то сподвигнет на действия, а не только на пассивное ожидание 🙂
Добрый вечер! Элина, спасибо Вам больше за замечательную статью! кстати, о ценообразовании бы очень хотелось почитать, потому что сама часто не знаю, какую сумму называть.
Я бы хотела еще вставить свои пять копеек и рассказать пару историй, которые про честность перед собой и про погоню за деньгами и профессионализм)
Я несколько лет доучивалась на иллюстратора в Харькове, и там же получила первую работу. Эта работа дала мне новые знания, я научилась делать макеты, работать с вектором, готовить файлы в печать… Но я хотела рисовать так же, но как-то не складывалось. И вот я по семейным обстоятельствам возвращаюсь в родной город Киев и срочно ищу работу чтобы не “сосать лапу”. Разослала резюме, в портфолио накидала всего: и векторные какие-то персонажи там были, и дизайн обложек, и растр… И нашло меня рекламное агентство, очень маленькое и хорошее. Мы друг другу сразу понравились, я поняла, что с ними мне будет интрересно, потому что в рекламе я еще не была, и им нужен был дизайнер-художник, хорошо если легко обучаемый, учить кому было.
Но гладко было не всегда. Оказалось, что работать нужно было сверх-быстро, и в разных стилях, потому все рисование скатилось к “скачать картинки со стоков и дорисовать там чего-нибудь, поставить в макет и отправить заказчику”. Потому что иллюстрации которые требовались – это чистая минималистичная векторная графика. Красиво, стильно, но по сути – сидишь и красишь одни и те же иконки в корпоративные цвета заказчика. Для иллюстратора ну скучно…
Потом я выяснила, что в принципе подстороиться под уже заданную стилистику я могу, а вот придумать такое же красивое минималистичное самостоятельно – увы и ах. И коллеги помогали как могли, включались в творчество, у каждого же есть свое мнение))) В итоге я служила “быстрыми руками”.
И казалось бы, можно было бы закрыть глаза на все эти мелочи, но внутри коллектива начались склоки. Появилось тотальное чувство усталости от всего, начали приходить странные и поистинне неадекватные заказчики, от которых хотелось на себе рвать волосы, часть персонала ушла уволилась, хотя люди работали 7-8 лет рука об руку… Тяжелее всего было с дизайнерами. Один поработал неделю и уволился, второй украл концепт для заказа и выдал за свой и мы чуть заказчика не лишились… Часть проходила собеседование и довольно успешно, но потом в первый рабочий день не являлись.
Потом под новый год случилось два события. Первое хорошее. Я думала чего бы подарить друзьям и решила сесть и нарисовать серию рисунков с собаками ( я люблю собак). И когда рисовала поняла, что так очень давно не кайфовала. Как будто до этого купалась в Днепре и впервые окунулась в Байкал. Ощущения были на столько сильными, что подумалось “А какого черта я этим занимаюсь так редко?!”редко?” А второе – не очень. Я не уследила за домашним питомцем, и она попала под капельницу из-за воспаления матки.
После этих событий я поняла, что либо нужно менять подход к работе, либо увольняться. Поменять целиком не получилось – как выяснилось, я не могу рисовать в разных стилях. У меня есть свой почерк, своя манера, которая узнаваемая, а значит ее не предложишь нескольким заказчикам сразу – все же хотят быть уникальными, и не похожими друг на друга.
В итоге летом я уволилась. И дала себе обещание не рисовать ничего векторного))) На столько сильно меня мутило от этого стиля.
В итоге выиграли обе стороны. Агентство из которого я ушла, выросло по количеству сотрудников вдвое (если не втрое). И все довольны друг другом. Я каждый раз захожу на их страницу в фейсбуке, смотрю новые проекты и не могу не нарадоваться их успехам)
Ну а у меня появились новые заказы на рисунки. И никакого вектора – никто не просит, я занимаюсь только тем, что мне самой нравится. И все заказчики – лапочки, няшечки и бусинки :3
Единственная ложка дегтя в этой истории – питомицу так и не спасла. Так что мораль этой истории такова: если Вы нечестны с собой, Ваша жизнь просто рухнет. Очень важно НЕ врать себе и НЕ делать то, что Вам не нравится. Даже если предлагают хорошие деньги. Ваше здоровья и бесценное время с близкими стоит гораздо больше. А микромир в Вашей среде начинается в Вашего Личного Комфорта.
Желаю всем искренне творчества, любви и творческих успехов! :3
Мне муж только что рассказывал, что один паренекс сделал для Дэла рекламу: сам по своему желанию в своем канале ютюба, и она быстро разнеслась по всему миру и имела успех. В результате паренька Делл нашел и забрал к себе работать в рекламный отдел.
Я рисовала иллюстрации для благотворительного проекта “Всё будет хорошо!” – любители пишут добрые сказки, другие любители их иллюстрируют, потом все это издаётся книгой и бесплатно распространяется в детских больницах стран бывшего СНГ
Элина, спасибо огромное за статью!!! Спасибо за то, что делитесь опытом!!!
Моя история довольно банальна, наверное. Я отучилась в универе на филолога-преподавателя и пошла работать в библиотеку. Создавала презентации и проводила мероприятия с детьми, а так же обучала пенсионеров компьютерной грамотности. И не то что бы мне моя работа не нравилась, но было ощущение, что меня уже 6 лет тянет в болото. И я ушла просто в никуда. Однажды утром я решила стать художником. Было это полтора года назад. Мой первый заказ от женщины из Германии принёс мне 85 долларов. Это было через 6 месяцев с момента, когда я впервые попробовала провести линию на графическом планшете. Слава великому Интернету – заказы сегодня может найти любой и с любым уровнем, главное действительно не гнушаться поначалу делать дёшево и здраво оценивать себя. На сегодняшний день я проиллюстрировала 3 книги, мобильную игру, делала иллюстрации под анимацию и учусь с каждым новым заказом. Так что всем желаю не отчаиваться! Бывают периоды, когда нет заказов, руки опускаются и хочется всё бросить, главное верить в себя и как говорят “дорогу осилит идущий”.
Спасибо за статью. Но момент с известным брендом мне кажется неоднозначным. Рисовать “для шанель” для портфолио – распространенная практика, но не писать, что это неавторизованный проет некорректно. Клиент с опытом это и так поймет, и отношение может быть неоднозначным (не к иллюстрациям, а именно к тому, что их пытаются выдать за реальный заказ). А с клиентами попроще это может сыграть другую злую шутку, что они решат, что вы слишком круты и дороги для них, и даже не сделают запрос. Западные иллюстраторы, на том же бехансе, обычно делают небольшую сноску.
Здравствуйте, у меня важный вопрос. но не нашла точно в какую рубрику его разместить. но явно советы новичкам это будет. ВОПРОС – в каком виде посылать на различные конкурсы свои работы (особенно если они уже отрисованы в финальном качестве), чтобы избежать нарушения авторских прав? (прочла тут про несколько конкурсов у Маргариты Левиной по вашей ссылке) В каком формате лучше? Может, водяные знаки в фотошопе ставить поверх изображений? Или в низком разрешении? Вот если в pdf посылать – так прямо с него могут и напечатать (особенно заграницей не уследишь ведь, если твои работы пойдут в печать под чужим именем и без авторского разрешения, открытки или готовые макеты книг). (У меня просто был такой случай, но там взяли текст мой в чужую книгу без указания авторства, поэтому теперь боюсь таких ситуаций). Может, статью об этом тоже написать – в каком виде посылать работы на разные конкурсы и как оградить себя от нарушения авторских прав? Меня беспокоит этот вопрос. Заранее спасибо.
Мне кажется если вы посылаете работы по имейлу, то можно отсылать в формате JPG 70dpi – это низкого разрешения. Или можно внизу где-то поставить значок копирайта – “с” в кружочке, и ваше имя.
Хорошая подборка советов!
Добрый день!
Поделитесь, пожалуйста, опытом, сколько может зарабатывать опытный иллюстратор детских книг (руб/месяц)? Я работаю в сфере it, и знаю по отрасли, что нужно чтобы зарабатывать 150-200 т.р. не становясь руководителем и не работая в Google, а просто путем роста как профи.
Можно ли рассчитывать на подобный доход, занимаясь детской иллюстрацией профессионально? Или это нереальные деньги для данной профессии?
Спасибо. Единственное, что гложет на что жить эти полгода?