Silent Book – это книга без слов, где все повествование ограничивается картинками. Этот жанр в иллюстрированной книге (не обязательно детской) в последнее время набирает доселе невиданные обороты, и открывает все новые горизонты для иллюстраторов, особенно на международном рынке. Допустим, если вы не очень любите писать тексты, плохо знаете английский язык, или предпочитаете рассказывать истории рисунками – этот жанр может оказаться для вас просто идеальным. Я сама давно мечтаю создать подобную книгу.
Я внимательно наблюдаю за развитием “тихих книг” (иллюстрированных без текста), и радости моей не было предела, когда я узнала, что НАША девочка Анастасия Суворова стала победительницей престижного международного конкурса немой книги в Италии в 2018 году. Меня саму покорили ее рисунки – такие нежные воздушные, текстурные. Они напоминают сон, или мечту, или чей-то внутренний сказочный мир.
Разумеется, я не могла отказать себе в удовольствии поговорить с Настей, и расспросить ее подробнее о победе, карьере иллюстратора, учебе, рисунках и планах на будущее.
Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование?
“Я родилась в Йошкар-Оле, это небольшой город, и это, наверное, плюс, потому что меня с детства окружала природа, по которой теперь очень скучаю. Рисовала столько, сколько себя помню, но рассматривать это как профессию начала скорее случайно. Кем я только не хотела быть. Придумывала, что буду космонавтом или доктором, или людей в Африке спасать, или дома строить необыкновенные, и куча приключений. Постепенно осталась только я и рисование.
И теперь это самое удивительное приключение в моей жизни.
Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора?
Я прошла все этапы художественного образования. Сначала школа и училище в родном городе, теперь вот заканчиваю высшее в Петербурге. Учусь в художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица.
Это очень индивидуально, но мне художественное образование не дало ответов на вопросы которые я искала. Тут ещё надо сказать, что все было странно именно в системе обучения и отношении педагогов. Появилось много страхов, блоков, которые очень сложно преодолеть.
Был момент, когда решила, что это совсем не мое и надо заняться чем-то другим, уже не рисовала для себя, и вообще страдала постоянно. Мне повезло, попала в творческую резиденцию в Польше. После этого все изменилось, я наконец-то снова начала рисовать для себя и поняла, чего хочу.
Я к тому, что это должно приносить радость, и то, чем занимаешься, и обучение этому, без всяких страданий лишних и мучений. В итоге, обучение в интернете у людей, которые работают в этой сфере, мастерские, курсы, самообучение, может оказаться намного полезнее и приятнее. Спасибо интернету, проблем с этим нет.
С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?
Все началось, когда я перестала делать работы “в стол”, и стала выкладывать свои картинки в Инстаграм, сначала очень боялась. Это был первый опыт рисования в Фотошопе, пыталась разобраться в том, что я могу и как.
Почти сразу начались заказы на разные небольшие иллюстрации. Были даже картинки для детской книжки, но текст там был ужасный, совсем не близкий. Тогда я только начинала, и очень обрадовалась, настоящая книга! Большое так делать не буду.
Стараюсь брать проекты, которые люблю с первого взгляда, или хотя бы со второго.
Есть ли у вас агент? Как вы находите заказчиков? Или как они находят вас?
Самые интересные и большие проекты пришли с Behance, часто пишут в Instagram. Ещё есть сайт Illustrators.ru оттуда были заказы, Facebook.
После победы в конкурсе много интересных предложений. Сейчас веду переговоры с иллюстраторскими агентствами, думаю так будет немного проще контролировать заказы, и слышала, что издательствам так удобнее искать художников.
Оглядываясь на пройденный иллюстраторский путь, какой был ваш любимый проект и почему? Есть ли у вас проект мечты? Что-то, над чем очень хочется еще поработать.
Я еще в самом начале пути, и пока сложно сказать, что будет дальше. Я люблю свою работу: детские книги и интересные заказы, и очень рада, что все идет так, как идёт.
Параллельно делаю свои книжные проекты, хотя писать историю мне труднее, чем рисовать. Хочется побыстрее закончить академию. А так, наверное, все идет по плану.
Я знаю, что в 2018 году ваша немая книга (книга без слов) “Imagination” выиграла престижный международный конкурс Silent Book Contest. Расскажите немного о проекте.
Мне нравится идея книги, как мира, в который можно отправиться открыв ее, и каждый создает его для себя таким, каким захочет, об этом и решила рассказать. О том, что с помощью воображения можно убежать в волшебные леса, стать капитаном корабля или поговорить с горами, каждый рассказывает свою историю и она навсегда останется с тобой, что-бы тебя ни окружало.
Эта был первый самостоятельный проект, сейчас сложно вспомнить, что я тогда чувствовала, но отправлять ее мне было бесконечно страшно.
Победа стала настоящим волшебством. Долго не могла поверить, что попала в шорт лист, а выиграла тем более. Раза 4 перечитывала письмо и думала, что это наверное ошибка. В итоге очень долго пребывала в состоянии шока и боялась радоваться.
Первый раз увидела свою книгу в виде настоящей книги, а не криво склеенного макета, тоже волшебство. И вообще много много приятного, связанного с этим событием. Прекрасный конкурс и издательство чудесное.
Как вы узнали о конкурсе?
Сначала мне о нем сказала Маргарита Кухтина, прекрасный иллюстратор, немного позже написала Костанция де Конно, дочь итальянского иллюстратора Джанни де Конно, основатель конкурса, названного его именем после смерти. Правда тогда я еще этого не знала. И вообще ничего не знала, даже после того, как в шорт лист попала, потому что не надеялась выиграть. Потом было стыдно, что ничего не читала.
Какие были условия участия?
Сейчас правила немного поменялись, теперь это 14 двойных страниц формата 57 см x 28,5 см, плюс передняя и задняя обложка. Раньше можно было еще 18 и вроде 22 страниц. Макет отправлять в PDF.
Что именно получил победитель?
Денежное вознаграждение размере 4500 евро и печать книги издательством Carthusia Edizioni. Награждение проходило в небольшом городе Монтереджио. Там мне вручили авторские экземпляры книги. Это прекрасные люди, я словно попала в большую итальянскую семью.
Так как это была первая книга, я вообще никогда до этого макет к сдаче не готовила, поэтому им пришлось со мной тяжко. Кучу каких то очевидных вещей не знала, например о том, что надо добавить под обрез по 5 мм, я их добавила конечно, но белые, а надо было заполненные иллюстрацией. Поместила одну фигурку мальчика прямо в середину разворота, так, что он попадал в корешок. Тут я знала, что так нельзя, но думала, что уйдёт не дальше PDF файлов, зато композиционно мне там больше нравилась… Ужасно. Сейчас я конечно бы так не сделала. Переделывала обложку, так действительно стало лучше. И вообще много нового узнала, из того, о чем не рассказывали в академии и до этого не сталкивалась.
Подробно о подготовке книги к печати можете узнать здесь!
В каком стиле вы рисуете? Какими материалами? Чему бы еще очень-очень хотелось научиться?
Сейчас полностью перешла на цифровое рисование Photoshop, осваиваю Procreate.
Хочу научиться писать истории. Мне сложно начать писать, это напрягает, пугает и я все время откладываю. Было бы конечно здорово проснуться однажды, и начать красиво и интересно что нибудь рассказывать, но так не бывает.
Еще люблю всякие новые штуки. Хочу освоить анимацию и виртуальную реальность. Нравится, когда можно оживить книгу с помощью современных технологий.
Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?
Всегда по разному. Иногда все легко и просто, а иногда ничего не выходит и одно перекати поле в голове. Но определенно, одиночные картинки рисовать проще чем книгу. Ещё у меня часто бывает, что к завершению проекта, я начинаю думать о том, что надо все переделать и совсем по другому. Если с заказами так не выйдет, из за сроков, то собственные проекты я могу мучить бесконечно… Наверное это и есть самое сложное, перестать сомневаться.
Как вы работаете? Я имею в виду когда и где. Какой у вас график? Как выглядит ваше рабочее место?
Работаю дома, чаще всего весь день с перерывами только на еду. Боюсь, что когда у меня закончится учеба, вовсе перестану выходить из дома. Сейчас стараюсь немного разгрузить выходные для отдыха. Ещё бывает иногда, после сдачи проекта, могу себе позволить ничего не делать весь день.
Рисовать для меня – это больше радость, было бы хуже без работы и предложений. Иногда отдыхаю переключаясь с одного проекта на другой, бывает просто необходимо порисовать для себя одну две картинки, чтобы понять куда двигаться дальше.
По поводу места, я несколько лет жила в академическом общежитии, в темной комнате с кучей хлама, пыли и завалами странных вещей, поэтому когда появилась возможность я создала белое чистое место, без всего. Мне нравится начинать с пустоты.
Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?
Вдохновляет все вокруг: книги, природа, путешествия, красота и хрупкость всего что окружает, ускользающие вещи, события.
Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?
Наверное больше смотреть вокруг, на то, что окружает и учиться. Не бояться, особенно показывать свои работы. Если много работать, все равно что-то получится. Не брать сомнительные проекты. Читать договор, это мне следует и себе советовать почаще.
А в целом, путь у каждого свой, и от этого ещё интереснее.
Кто ваши кумиры? На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?
Люблю средневековую книжную миниатюру и польскую иллюстрацию.
Из кумиров Виктория Семыкина, Joanna Concejo, Shaun Tan, Pablo Auladell, Amelie Flechais, Antonello Silverini, Mattotti Lorenzo, Andrea Serio, Carson Ellis, Briony May Smith, Felicita Sala, Irene Rinaldi, JooHee Yoon, John Klassen, Isabelle Arsenault, Julia Sarda, Katie Harnett и много других. Еще люблю странные книги, необычные. Видела книгу в которой пустые страницы, а в центре дырка с приклеенным камнем- чудная идея!
Что вы думаете о современной детской иллюстрации?
Детские книги – это большая любовь, которая занимает в доме удивительно много места. Сейчас море прекрасных книг, и есть из чего выбрать на любой вкус и возраст. Мне нравится, что они очень разные, особенно полезно было съездить на книжную ярмарку в Болонье (об этой ярмарке можно почитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ), чтобы это увидеть и осознать. Книжный шкаф видится мне коридором, где каждая книга как дверь в свой удивительный мир.
Книги – это то, к чему ребенок может возвращаться раз за разом, и смотреть на нее по новому, а взрослых возвращает в детство, напоминая о важных вещах.
Какие у вас планы на будущее? Ближайшее и глобальное?
5 лет назад, когда я поступала в академию на книжную графику, то очень серьезно планировала после академии уйти в иллюстрирование компьютерных игр и наверное дизайн. Была совершенно уверена, что книжная иллюстрация – это глупости. Вспомнила об этом только недавно, когда начала новый книжный проект. Рада, что вышло именно так как сейчас, а дальше посмотрю по обстоятельствам. Я больше за импровизацию по ситуации и всякие внезапности.”
Вот такое интервью у нас получилось с Анастасией. Надеюсь вам было интересно и полезно.
Если вы хотите узнать о Насте больше, а так же посмотреть остальные ее рисунки, то милости просим к ней на
Если у вас остались какие-то вопросы ко мне или к Насте, задавайте их пожалуйста в комментариях. Мы обязательно на все ответим.
Будем очень благодарны за репост. Давайте всем расскажем о книжной иллюстрации!!! Это же так безумно интересно!!!
* * *
Разобраться в теме глубже:
1. Ваша Первая Книга – с чего начать? Как сделать правильную раскадровку, подготовить книгу к печати – смотрите здесь: онлайн-курс «Первая книга с картинками»
2. Как создать выразительного Персонажа? Как помочь ему заговорить жестами/позой/мимикой в рисунке? Смотрите здесь: онлайн-курс «Дизайн персонажа»
3. Все онлайн-уроки по иллюстрации – здесь
И если вас волнует определенный вопрос, но вы не знаете, в какой из лекций он обсуждается, пишите, я вас сориентирую по материалам – info@illustrator-uroki.com
Большое спасибо за интервью Насте и вам, Элина, за весь этот проект. Слежу на ним, иногда участвую и всегда вдохновляюсь. Мне бы хотелось задать вам обеим вопрос о иллюстрации, выполненной без компьютера. Как вы считаете, есть у нее будущее? И настоящее?
Еще как есть!!! Сейчас все больше иллюстраторов рисуют живыми материалами.
Эля, спасибо! Ты расширяешь мои горизонты! 🙂 Вопрос к Насте: Как она определяется с гаммой? У меня это прям боль))Хочу рисовать всем и сразу :))
Анастасия, у вас очень красивые работы! Элина, спасибо за эту рубрику, это очень интересно!
Спасибо за интервью. Как всегда очень приятно познакомиться с кем-то новым и талантливым.
красивые иллюстрации. поздравляю! самой захотелось сделать silent book)
Спасибо за такое занимательное и вдохновляющее интервью!
Испытываю похожие чувства на счёт университетского образования, поэтому стало очень интересно, что за творческая резиденция в Польше?
Спасибо за такое вдохновляющее интервью и прекрасные иллюстрации!