Мы уже поднимали тему угольных карандашей в нашем блоге (кто не читал – вам СЮДА), но согласитесь, что это еще не повод не поднять ее снова. Тема-то интересная! И крайне полезная для любого иллюстратора, или желающего им стать! Сегодня про угольные карандаши вам расскажет Аня Кучерова – художник / иллюстратор / дизайнер / фотограф, и просто замечательная и супер талантливая девушка. Аня об угольных карандашах знает все, так что передаю ей микрофон:
“Когда я в фб и инстаграмме показала свои сокровища, все такие сразу: «Хотим обзор!» Типа: сейчас мы всё узнаем, и не надо будет покупать и пробовать самим всю эту гору карандашей. Ну ok, написала я обзор, читайте кому интересно! Только по-моему, сэкономить всё равно не выйдет. )) Потому что всё зависит от бумаги и от стиля, а они у каждого свои. Кому-то надо понежней, кому-то погрубее/пофактурнее. Один часто ошибается и подтирает лишнее, а у другого более уверенная рука, да и любимая бумага не терпит ластика. В одной работе нужен самый глубокий чёрный цвет, а в другой такие контрасты совсем ни к чему. И под каждый проект придется подбирать свои материалы.
Так что я могу только рассказать о своих критериях выбора, а вы намотайте на ус и сделайте по-своему. И не будем забывать, что при всей своей любознательности я в рисовании новичок и могу многого не знать, неправильно понять и менять своё мнение в процессе.
ЧТО МНЕ НУЖНО
Я в рисование пришла из фотографии, и хочу видеть здесь то же, что нравится в хороших черно-белых снимках: большой динамический диапазон с нежными деталями в светах, очень плотными тенями и интересной фактурой типа зерна. Один карандаш такой диапазон передать не в состоянии даже с разной силой нажатия, так что я стала использовать три: твердый уголь для средних тонов, очень мягкий — для теней и неугольный карандаш для светов, в основном для кожи. Вот для каждого из этих трех мне и нужно подобрать самый лучший вариант.
Повезло, что я прусь не по акварели или маркерам, там разоришься раньше, чем всё перепробуешь. )) Мне даже уголь в брусках не подходит, он слишком толстый для моих маленьких форматов, так что — только карандаши с грифелем ~2 мм, а их на рынке не так уж много, можно все подряд перебрать. Главное список написать, чтобы не запутаться, в общем — систематический подход. ))
ЧТО У НАС ЕСТЬ
Сначала о материалах, чтобы понимать почему одни карандаши ведут себя так, в другие иначе. Чистый графит я не рассматриваю вообще, потому что он блестит (и рисовать, и снимать неудобно). Итого мы имеем дело с тремя типами:
- собственно угольные карандаши, которые делаются из прессованного угля часто в смеси с глиной и какими-то связующими веществами. От состава зависит твердость грифеля (твердый даёт темносерый тон, мягкий — почти черный). Уголь довольно грубый материал, дающий интересную неровную штриховку, по бумаге скользит с некоторым усилием, в худшем случае ее цапарает. При этом он очень легко растушевывается и легко снимается ластиком-клячкой (если только не втереть в бумагу с усилием тыщу слоев);
- «карбон» или «неро» — так производители обычно называют смесь глины с сажей, иногда углём и графитом. Там ещё есть какая-то масляная основа, у всех своя рецептура, не всегда понятная. Такого типа карандаши гораздо нежнее угольных, легко скользят по бумаге и ровнее на неё ложатся. В зависимости от состава тон тут может быть любой от нежнейшего серого до ну просто аццски чОрного, демоны одобряэ, и я вместе с ними. ^__^ Но поскольку такие карандаши жирнее, то и стираются они заметно хуже угольных.
- цветные карандаши, среди которых всегда есть хотя бы один черный, делаются из пигментов на жирной или восковой основе. Есть ещё акварельные карандаши, пигменты которые водорастворимы, но мне это их свойство неважно. Как и предыдущая группа, они ровно ложатся на бумагу, плохо стираются и дают оттенки от очень бледного до средней серости, как раз то что мне нужно для скинтонов. Cпасибо Оле за идею попробовать акварельный черный карандаш, когда я искала чем бы заменить графит.
Окинув взглядом онлайн-магазины, я выписала всех(?) производителей угольных, пастельных и аналогичных им карандашей. Получилось не так уж много:
- Сaran d’Ache — никакого угля, только пастельные карандаши, две серии цветных Luminance и Pablo, акварельные Supracolor, Prismalo и Museum Aquarelle.
- Conte — одна линейка угольных и одна пастельных карандашей, а также серии Carbon и Pierre Noire (смеси угля наверное с графитом).
- CretaColor — по одной линейке угольных и пастельных карандашей, “неро” (уголь на жирной основе), цветные Karmina и Artist studio и акварельные Marino и Artist studio.
- Daler Rowney — пастельные карандаши, в серии Artists’ Sketching есть один угольный карандаш и какие-то цветные черные.
- Derwent — угольные карандаши, пастельные и несколько линеек цветных карандашей (Artists, Coloursoft, Drawing, Studio), акварельные Watercolour, чернильные Inktense, всякого рода простой и тонированный графит и тонированный уголь (это мне не надо).
- Faber-Castell — две линейки угольных карандашей Pitt Charcoal, пастельные Pitt Pastel, цветные карандаши Polychromos, акварельные Albrecht Durer и Art Grip.
- General’s Pencil Company — линейка просто угольных карандашей «The Original» Charcoal Pencils (пять разной мягкости), Primo Euro Blend Charcoal Pencils (уголь с чем-то в смеси), Carbon Sketch (уголь+графит), пастельные MultiPastel Pastel Chalk Pencils и акварельные Kimberly.
- Koh-I-Noor — угольные карандаши Gioconda трех мягкостей и Gioconda Negro (похожи на черные цветные), а также цветные и акварельные в серии Artist’s.
Наверняка они вам знакомы, ну может кроме General’s. И вот всего этого я и заказала по одной штучке. )) Иногда, увы, они продавались только в наборах, как в СССР: хочешь банку тушенки угольный карандашик — вот тебе в нагрузку три кило перловки и грузинский чай пучок простых карандашей, точилку и ластик. Куда теперь девать этот графит, блин. )) Покупала всё в Jackson’s Art и на Амазоне, несколько штук у меня уже были из разных оффлайн-магазинов, а что-то нашлось в той студии, куда я рисовать учиться хожу.
Я также попробовала Lyra и Stabilo — известных производителей канцелярки и товаров для детского творчества. Ничего особенного не ожидала, но проверила на всякий случай. Естественно, качество оказалось не ахти. Знаете, это как с цветными карандашами нехудожественными — вроде и яркие, но такие жесткие, что рисовать невозможно. Пощупала также подвернувшиеся под руку непонятные бренды Royal & Langnickel, Wolff’s и Tiger (подарки и товары для творчества) — тоже не впечатлили (зато у Tiger’а бывают клёвые квадратные скетчбуки в переплёте!). Известный акварельщикам Winsor & Newton, а также некоторые другие типа Coates Charcoal и Nitram ориентированы только на настоящих художников натуральный и/или прессованный уголь веточками, брусками или в порошке (представляете, вёдрами!), так что оказались мне неинтересны. (Хотя… ведро угольного порошка… это ж какой армагеддон можно устроить в моей белой квартире.)
КАК Я ВЫБИРАЛА
Получив три коробки этого добра, я села и провела первый тур отбора: беспорядочно почирикала на любимой бумаге и сразу отложила всё, что не подошло. Совсем разочарований было немного: не понравились угольные карандаши Derwent (грубые и царапают бумагу, у них там песок, что ли). Остальное браковалось по очень субъективным причинам: «недостаточно светлый и гладкий для кожи», «темноват для средних тонов», «недостаточно черный для теней», «фигово стирается». В итоге осталось два десятка карандашей, прошедших во второй тур.
Вот тут я уже сделала нормальную выкраску, всех подписала и вам покажу. Каждый квадратик я закрасила сверху посветлей, снизу потемней (чтоб увидеть диапазон тонов), а правую часть потом стерла ластиком-клячкой (чтоб узнать, насколько хорошо стирается). Мне это важно, я лажаюсь часто. ))
СРЕДНИЕ ТОНА
Это то, чем я делаю бОльшую часть рисунка. Здесь у меня всего три претендента.
*Коричневые* Faber-Castell Pitt Charcoal — похоже, один из самых популярных угольных карандашей (коричневая оправа, стержень конечно черный). Они бывают трех степеней мягкости, мне для средних тонов подходит твердый (Hard). Я начинала рисовать угольные картинки именно Питтами, и как потом выяснилось — это и был самый правильный выбор (ну и зачем было тестировать всю остальную гору?). ))
Оказывается, у FC есть ещё одна серия угольных карандашей с точно таким же названием, только в черной оправе. Можно даже подумать, что это одно и то же, но на обороте у *коричневого* написано Reisskohle (прессованный уголь), а у *черного* Zeichenkohle (натуральный). Как такое может быть — я не понимаю. Натуральный непрессованный уголь в палочках очень легкий, пористый, рыхлый и крошится — и фаберовский карандаш на него совершенно не похож. Но цвет действительно немного различается — *черный* Pitt темнее *коричневого*, хуже стирается и мне не очень подходит.
Третий претендент — твердый уголь от американского бренда General’s. Он в общем идентичен *коричневому* Питту, хоть и стирается хуже. Сидит у меня на скамейке запасных, вдруг кончится Питт, а рисовать дозарезу надо. ))
В СВЕТАХ
Света — это кожа, облака, жемчуг и прочие нежности. Здесь мне нужно что-то бледно-серенькое и ложащееся равномерно без грубой текстуры — то есть вроде цветного черного карандаша. Вообще они у всех приличных брендов хороши (хотя некоторые темноваты). Из-за своей жирной или восковой основы они чудесно скользят по бумаге и ровно ложатся. Но из-за нее же плохо стираются — это главный их косяк. Поэтому было большим облегчением внезапно найти CretaColor Nero hard, который ну просто со всех сторон идеален. Здесь он виден на лице, здесь на светлой части руки, здесь в волосах и мелких деталях. А если нужно немного затемнить, не теряя нежности, у меня есть его более мягкий вариант CretaColor Nero extrasoft.
Ещё неплох черный фабер-кастеловский Polychromos, он на скамейке запасных. Остальные: акварельный фабер-кастеловский Durer и пара Кохиноров — не выдержали конкуренции. Кстати, акварельный Кохинор блестит, видать графиту переложили.
В ТЕНЯХ
Насыщенные тени, контрастные детали, выразительные зрачки с ресницами и адские твари чёрные котики в контражуре — вот для этого всего нужен очень хороший черный карандаш. По-настоящему черный, такой в котором взгляд утопает. И у нас тут раздолье, 12 претендентов!
Первым номером опять стоит *коричневый* Faber-Castell Pitt Charcoal (soft), мой давний фаворит. Вот здесь, например, его много. Сидела без него три месяца (посылка потерялась), заменяла всякими аналогами, а тут получила, попробовала снова — и правда чудесный!
В нижнем ряду вы опять видим американский бренд General’s, три их линейки: угольно-графитный Carbon Sketch, просто угольный карандаш («The Original» Charcoal Pencils, самый мягкий) и «специальный» серии Primo Euro Blend (трех разных мягкостей). Чего там в этот евробленд намешали не знаю, но получился очень глубокий бархатный черный цвет. Очень мягкий, сильно крошится. Почему-то самым темным кажется B (а не 3В). Вот здесь он на фоне в нижнем правом углу, а здесь в силуэтах ёлок.
Питтовский черный цвет теплый, Генеральский — холодный (если кому-то это важно). Черный мел от CretaColor и Pierre Noire от Conteнедотягивают по насыщенности. *Черный* Питт на вид вроде неплох, как и самый мягкий Кохинор (2), но почему-то меня не прут. Вроде и бумагу не царапают, и ложатся ровно, но всё равно — ход и звук не тот! Вот кто бы мог подумать, что рисование — такая тактильная штука, и что ощущение материалов пальцами и ухом настолько важно. о_О А *коричневые* Питты и все General’s скользят правильно и издают не скрип, а очень приятное «шур-шур-шуур». ^___^ Может, у них помол мельче, а может это у меня тараканы чисто субъективное. Поэтому и говорю: надо самим карандаши щупать и слушать: они для каждого по-своему шуршать будут.
Что обязательно нужно добавить про любые мягкие угольные и угольно-графитные карандаши: они быстро стачиваются, слегка крошатся на бумагу и очень хрупкие. Уронил один раз — и всё, покойник. Будет внутри весь поломанный, я так две штуки тупо сточила до нуля и выкинула. Поэтому брать их надо сразу десяток и ронять хранить по отдельности. )) По этой же причине точить точилкой их не получится, нужен более деликатный подход — топором острым макетным ножом, осторожно придерживая стержень пальцем.
И НА ДЕСЕРТ
В дополнение хочу указать на хороший обзор белых пастельных карандашей и их аналогов. Ну там усы рисовать котикам и прочее белое-на-тёмном. Я тоже пощупала несколько разных (в нагрузку дали) и решила, что General’s и тут рулят. И обрадовалась, что более опытный автор обзора пришла к такому же выводу.
В кои-то веки у меня образовались огрызки карандашей, чему я очень рада. Это значит реально использую материалы, а не как обычно «купил, попробовал и валяется». )) Для огрызков удобно юзать такие держалки как сверху (Derwent), а такие как снизу (noname) покупать не надо: приклеено фигово, проворачивается и неудобно в руке.
Ну вот и всё, что я покамест имею сказать по теме. Спасибо, что дочитали эту простыню. )) Забавно видеть такой обзор от меня, прожженного фотошопщика, но надеюсь кому-то он окажется полезным (заодно сама разобралась). Если вы знаете что-нибудь интересное, велком в комменты! А то может я проглядела какие-то хорошие бренды или неверно что-то поняла.
Выгребла я почти всё по своему списку, неопробованными осталось только несколько цветных, акварельных и пастельных карандашей (например, не встретилось ничего от Daler Rowney). Я их пощупаю при случае, но вряд ли там спрятался кто-то лучше моих нынешних фаворитов. А ещё совсем не раскрыта тема азиатских брендов, но скоро я еду в Гонконг и думаю там с этим разобраться.”
Ну вот и все! Надеюсь вам было интересно и полезно! Если вам есть, что добавить, или хочется еще что-то спросить – милости прошу в комментарии )). Репост приветствуется, потому что полезную информацию нужно все-таки распространять. Не жадничайте)).
* * *
Минутка рекламы. Разобраться глубже в материалах и техниках иллюстрации вы можете на онлайн-уроках:
1. Секреты Иллюстрации – это видео-курс для тех, кто хочет узнать, как использовать цвет, свет и тональность для усиления визуального восприятия. Как добиться ритма в композиции и работать с перспективой.
2. Полный список моих видео-уроков здесь.
ого какие подробности, о многом не знала! надо будет добраться попробовать)
Элина, можно у тебя, пожалуйста, совет: какую литературу почитать, чтобы научиться писать детские книжки?
спасибо за статью- никогда не доводилось собирать такую коллекцию карандашей одновременно! Хоть и оффтоп- присоединяюсь к вопросу о литературе! :))))