Если у меня спросить, нужно ли поступать в Университет, чтобы стать настоящим иллюстратором, я скажу – если есть возможность и желание – КОНЕЧНО! Учиться всегда нужно, и чем больше, тем лучше! Но жизнь, она ведь не всегда такая четкая и продуманная. Далеко не все заранее знают, кем хотят стать, когда вырастут, поэтому мы очень часто получаем образование по каким-то совсем левым специальностям, а потом рвем на голове волосы, потом что тому занятию, которым мы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотим заниматься, нас так никто и не научил.
Так вот, статья посвящается именно тем, кто оказался в этой лодке зрелых и (слегка) недоученных энтузиастов. Я тоже в ней была, так что я очень хорошо знаю, о чем пишу 🙂 Кроме того, во всех своих интервью с известными иллюстраторами я задаю этот вопрос – “Считаете ли вы необходимым наличие высшего образования для успешной карьеры иллюстратора?” Отгадайте, какой самый распространенный ответ?
Joao Vaz de Carvalho
Еще раз повторю, если у вас есть возможность (деньги и время) учиться – учитесь! У большинства из нас ее практически нет, так как к тому возрасту, когда к нам наконец приходит понимание, что поезд уходит и пора заниматься ЛЮБИМЫМ делом, а не мыло по тазику гонять, мы обычно уже обросли семьями, детьми, обязательствами и неоплаченными счетами, так что уходить в студенты на 3-5 лет, или переезжать в другой город для получения заветного образования нам ну никак не с руки. В этом смысле наш поезд ушел.
Я очень часто слышу от весьма талантливых людей – “чего я могу добиться, у меня даже образования нет”. Вот для всех читающих с подобными мыслями официально заявляю – ВСЕГО! Всего того же, чего могут добиться люди, его имеющие.
Victoria Semykina
Я считаю, что для успеха в профессии Иллюстратор, у вас должны быть в наличии 2 основных составляющих – это талант и трудолюбие. Если это в наличии, то все остальное, включая образование, можно и самому наработать. И начинать никогда не поздно. Как понять, есть ли у вас талант? Мы это с вами еще обязательно обсудим в другой статье. А пока об образовании.
Когда я начинала свой иллюстраторский путь, у меня не было никакого художественного образования. Даже художественной школы. Но у меня было несколько существенных преимуществ перед молодыми выпускниками художественных ВУЗов. За свою отвлеченную от искусства трудовую жизнь я научилась РАБОТАТЬ. Большинство выпускников высших художественных заведений выходят оттуда, считая себя гениями и творческими личностями. Рисовать они умеют (и то не все). Но они очень слабо себе представляют рабочую действительность. А я представляю. Я умею работать каждый день, а не только тогда, когда есть вдохновение, я умею писать бизнес планы и маркетинговые стратегии, я умею планировать рабочее время, я умею общаться с людьми и распределять финансы.
Phoebe Wahl
Кроме того, отсутствие у меня этого самого высшего образования не позволяет мне задирать нос и расслаблять булки. Я очень четко осознаю, что я много не умею и не знаю, поэтому я не только постоянно занимаюсь самообразованием, но и прислушиваюсь к мнению других. Я способна адекватно переносить критику, я более терпимо отношусь к художественным завихрениям коррективам моих клиентов, я постоянно нахожусь в поиске новых знаний и умений. Я изо всех сил пытаюсь компенсировать это самое отсутствие образования. И так как я это делаю постоянно, и буду продолжать делать всю оставшуюся жизнь, я вполне подозреваю, что я сама себя научу всему тому, чему могут научить в универе, плюс еще в 100 раз больше.
Mouni Feddag
И еще один аргумент в пользу нас, неучей! Мы способны мыслить outside the box (вне коробки)! Отсутствие определенных знаний освобождает нас от границ и правил, которые были вдолблены в “обученных профессионалов”. Наш талант – сырой и свежий. А иногда лучшие идеи рождаются именно там, где нет границ!
Я ни в коем случае не умаляю высшего образования! Если у вас есть возможность его получить – конечно, ловите этот шанс! Но для всех тех, у кого такой возможности нет и не предвидится – не заморачивайтесь по этому поводу!
Зайдите на сайт ВУЗа, в котором вам бы очень хотелось учиться, скачайте его учебную программу и вперед!!! В Интернете сейчас можно черта лысого найти, не то, что учебную программу и курс всех лекций. Сейчас есть куча онлайн курсов, видео на Ютуб на любую тему, встреч по интересам в любом городе, групп в соц сетях, творческих марафонов, кружков, мастер классов и прочего образовательного добра, включая сайт, на котором вы читаете эту статью. Ваше преимущество перед студентами любого ВУЗа – вы сами можете составлять программу своего обучения, исходя из ваших интересов и поставленных целей. Вы свободны сами выбирать своих преподавателей, время и сроки обучения, бюджет и т.д. Это же круто!
Christine Pym
Все, что вам нужно – это вера в себя, дисциплина и трудолюбие, и любого верблюда можно съесть даже чайными ложечками и не имеючи высшего образования 🙂
И еще один момент! За всю мою иллюстраторскую карьеру ни один клиент, ни одно издательство ни разу не поинтересовалось, есть ли у меня образование. Всех интересует только одно – качество моих рисунков. Так что если вы переживаете, что потенциальные работодатели не будут к вам серьезно относиться потому, что у вас нет надлежащей бумажечки, не переживайте. В данном бизнесе никому до бумажек нет никакого дела, разве что только если на этой бумажке не нарисовано что-то классное 🙂
Anuska Allepuz
Так что УДАЧИ!!!!! Выше нас только звезды!
А как вы считаете – нужно ли высшее образование для успешной карьеры иллюстратора? Оно у вас есть? Оно вам мешает или помогает? Давайте обсудим!
* * *
Минутка рекламы. Необходимые знания в формате выжимки самого полезного и ценного, что вам нужно знать о Профессии Иллюстратора, вы можете получить из онлайн-курсов:
1. Видео-семинар “Секреты Иллюстрации” — для тех, кто хочет знать всё от А до Я по созданию профессиональной иллюстрации.
2. Видео-семинар “Профессия Иллюстратор“ — для тех, кто хочет научиться грамотно вести творческий бизнес. Все материалы из личной практики.
Полный список курсов смотрите здесь
Если у вас есть вопросы по любому из курсов — не стесняйтесь, задавайте их прямо в комментариях к этому посту или на почту: info@illustrator-uroki.com
Здравствуйте! я не считаю что мое образование мне не нужно и я бы обошлась без него, да оно навязывает академическую школу, но с гордостью могу сказать, например, что я разбираюсь в живописи, рисунке, методу исполнения, вижу навыки людей, умею анализировать их творчество и работы сквозь картинку, саму технику исполнения. Могу сказать какими материалами нарисовано, в каком стиле и манере, и не считаю, что чтобы быть успешным не надо учиться в школах искусствах и они ничего не дают, дают… дисциплину, дают навыки рисования, построения, разбору предметов. Зачастую не многие как вы приходят к этому через просто желание и труд. И не всем дается талант свыше который даже профессиональный художник не переплюнет….я посвятила половину своей жизни учению на ХГФ, в силу географической особенности у нас может были и не такие сильные преподаватели это я сейчас поняла что я не дополучила, но все же многому научили это факт……когда учишься сам у тебя есть свобода это верно, но у тебя нет навыка чтоб увидеть свои ошибки и проанализировать
Так автор как раз и не говорит, что образование не нужно. В статье минимум три раза пишется, что если есть возможность, то нужно идти учиться. Просто, действительно, не у всех она есть. И вот тут как раз советы тем, у кого нет возможности получить академическое образование.
Большое спасибо за статью!
Вы наверное не очень внимательно читали. Я двумя руками и ногами за высшее образование. Но, к сожалению, далеко не у всех есть возможность его получить. Статья написана как раз для тех людей, которые считают, что у них нет шансов в этой профессии, если нет образования. Потому что это, конечно, не так. Я пыталась сказать, что шансы равные, и успех в этой карьере зависит от многих факторов. Высшее образование не гарантирует успех, в такой же степени, в какой его отсутствие не гарантирует провал. И учиться можно всегда и везде, а не только в университете
У меня ни разу не попросили диплом. За художника говорит его пртфолио. 🙂 Насчет именно высшего образования. В то далекое время, когда я была студенткой, считалось, что художественное училище дает более мощную академическую базу, чем многие институты. Мои однокурсники, пришедшие после училища рисовали так, что не понятно было зачем им учиться дальше. (Ради диплома, за него тогда платили больше.)
Бывает, что человек совершенно без знаний об анатомии, перспективе и композиции находит свой стиль, в котором все выглядит не как куча ошибок, а как так и надо, так задумано, все гармонично и законченно. Это замечательно, таких художников сейчас много. Но, к сожалению, есть художники, у которых ошибки выглядят именно как ошибки, как неграмотность. Это заметно и над этим еще нужно работать. Главное – самому художнику честно понять к какой группе он сам относится на данный момент. :))
Насчет границ и правил, которые были вдолблены. Моя мама когда-то преподавала в художественной школе. Однажды она дала одинаковое задание и первоклашкам и выпускному классу – абстрактный натюрморт. Старшие растерялись, заныли. Им было сложно отбросить законы и плавила. А малыши с криками “аа, понял, щас” похватали карандаши раньше, чем учитель разъяснил что такое абстракция. 🙂 Была такая ситуация.
Не заметила вопросы в конце. Высшее художественное образование у меня есть. Работать иллюстратором оно не мешает, скорее помогает, но многие полезные знания я получала сама, дома. (Постоянно приходится доучиваться, в зависимости от проектов.) Сначала книги, потом интернет. Там есть все. И те же книги. и примеры художников, и мастер-классы. Ну и без постоянной практики это все не пригодится.
Всем привет! Элина, спасибо Вам огромное за то что делитесь своим опытом со всем миром!
Я сама получила высшее образование по живописи в Лиссабонской художественной академии. В практическом плане это меня зажало, слишком много правил, теоретическая часть очень снижала вдохновение, хотелось поэкспериментировать, но не всегда это было приемлемо. Помню на 4ом курсе, уже с двумя маленькими детьми подмышкой, я просто стала рисовать из головы а не по правилам. Стала чаще консультировать иностранных художников и иллюстраторов, это пожалуй и составило мой нынешний ДНК, и теорию сама стала выбирать. Мне было очень приятно узнать что в мире есть люди, такие как Элина, которые тоже ищут и экспериментируют. А главное умудряются добиваться успеха.
Образование не обязательно, если в душе горит огонь и человек не останавливается на достигнутом и постоянно ищет новые формы самовыражения. Тем более, из 47 выпускников, за 4 года продолжают работать в искусстве и иллюстрации только 11 человек. Думаю это подтверждает всё то что наша дорогая Элина пишет про мотивацию и целеустремленность.
С уважением,
Vera Fonseka
Я 5 лет занималась академическим рисунком с преподавателем и в иллюстрации мне это очень мешает. Это конечно хорошо чувствовать пропорции, видеть ошибки построения, но отпустить и выйти за рамки очень сложно, отступить от правил, сделать экспрессивно тоже сложно. Так что моё мнение – образование надо, но если уже есть какая-то личная база и какой-никакой опыт. В таком контексте можно будет лучше подобрать направление и образование будет эффективнее и не будет “вгонять” в какие-то условности.
Когда-нибудь, конечно, хочу получить образование именно иллюстрации, но пока ограничиваюсь курсами и мастер-классами.
Элина, большое спасибо за статью! И за остальные советы и напутствия. Эта информация сильно помогает поверить с собственные силы и служит хорошим источником мотивации-если могут другие, то и у меня получится! Главное не сидеть сложа руки. С большим уважением, Татьяна.
ВО было бы неплохо)
Я думаю что с помощью него немного быстрее и чётче идёт прокачка навыков. Т.к самоучки очень много сомневаются, зачастую не имеют плана, теряются в разнообразии стилей. Довольно часто, глядя на классные работы заметно, что у человека есть образование в сфере. Что забавно – не обязательно художник – керамисты, дизайнеры, роспись, работа по стеклу и многи другие.
Самоучкой можно достичь успеха, но это занимает больше времени. Более того зачастую таким людям приходится совмещать работу, а рисование оставлять на ночи в отличии от студентов, которые, собственно, обучению посвящают всё время.
Элина, спасибо Вам за то, что пишите! Интересно, полезно и очень мотивирует!
Элина, огромное спасибо за статью!!! Невероятно мотивирующая! А ещё буду ждать текст о том, как понять “а есть ли талант?”;)
Элина, спасибо за поддержку! И все же никак не могу понять, а есть ли у меня способности? Работоспособности – сколько угодно. А вот таланта-то? Я ведь рисую как-то совсем-совсем не так как надо, а “миленько”, “добренько” и с кучей ошибок. Рисовать-то я все равно буду, но хотелось бы рисовать не только и не столько для себя. 🙂 Так хочется иметь возможность передавать свою радость и веру в счастье другим людям. Особенно маленьким. 🙂 Так что буду с огромным нетерпением ждать Вашей статьи о том, как понять, есть ли у тебя талант, или хотя бы намек на него.
Есть у вас талант! У вас замечательные рисунки, и свой узнаваемый стиль. А так, как надо – это как? Мы все рисуем по-своему, и в этом весь кайф!
Элина, большущее спасибо! :))) Вы мне каждый раз столько сил даете и возвращаете уверенность в себе! Спасибо! :)))
Имею высшее образование художника графика, с упором на академизм. Когда делала что-то более стилистически надуманное, говорили, что это не серьёзно,теперь засел бзик, что все должно быть проработано. Мешает, в общем,раскрепоститься. Но никогда не буду жалеть, что имею это образование, это база. Я горжусь ей, но я не знаю как выработать свой стиль и найти как его . Подскажите, в каких ваших курсах есть по этому поводу советы?
Спасибо большое за интересную статью! А еще Вы пообещали, что про талант поговорим позже ) Не подскажете, где почитать? Спасибо!
Что делать, если тебе уже далеко “за”, а хочется рисовать? Идти на очное на бюджет вообще не вариант, так как надо кормить себя и семью. Может, кто подскажет, если какие-то добротные школы или лицеи по выходным?