Вы знаете, что в издательстве Самокат вышла новая книга – “Алиса в Стране Чудес”? Сейчас только ленивый не издал свою Алису, но эта меня зацепила! Лаконичный, современный дизайн, ограниченная палитра, классная техника, так что сразу и не поймешь, как это сделано. Мне так понравилось исполнение, что я решила разыскать Иллюстратора и взять у нее интервью.
Так что знакомьтесь – Флоор Ридер – известная голландская художница, проиллюстрировавшая массу книг, обложек и плакатов. Для меня большая честь, что Флоор согласилась дать интервью специально для нашего блога. На европейском рынке иллюстрации она – просто супер звезда! Перевод мой, так что не судите строго 🙂
1 – Расскажите немного о себе. Где вы живете? Как давно занимаетесь иллюстрацией? Что для вас значит рисование?
Я живу в Нидерландах, в маленьком городке чуть выше Амстердама. Моя рабочая студия находится в Амстердаме, и я разделяю ее с другими иллюстраторами и дизайнерами. Я выросла в маленьком городке Зволле на востоке Голландии, там же училась в колледже. Я изучала иллюстрацию в Академии Искусств. Для меня это было единственным возможным выбором, потому что с детства все, что меня интересовало – было рисование или что-то с ним связанное. Так что я обожаю рисовать, но я ненавижу, когда у меня не получается то, что планировалось.
2 – Есть ли у вас специальное художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для профессиональной работы иллюстратором?
Я изучала иллюстрацию в академии искусств, но на мой взгляд это не обязательно. Просто нужно много практиковаться. А где вы это делаете – дома или в школе – не имеет особого значения, на мой взгляд. Только практика позволяет расти и развиваться. Просто в школе, пожалуй, легче практиковаться, и наличие одноклассников может помочь, хотя с другой стороны этот факт может и помешать, развить неуверенность в себе.
3 – Как на вашем столе оказался проект с Алисой? Что вы подумали/почувствовали, когда вам предложили работу над таким гигантским проектом?
Мне позвонила моя издательница в Голландии. Она сказала, что книге скоро исполнится 150 лет, и они хотят выпустить новое издание к этой дате. Первое, что я подумала – “Ура! Это будет круто!”, а минутой позже я подумала – “О нет! Что я наделала! Это же слишком тяжело!”, еще минутой позже – “Возьми себя в руки, и просто сделай это!”. Но если честно, то самой первой мыслью было – “Мне нужно прочитать книгу, причем быстро! Мне стыдно признаться, но я никогда ее не читала, но после того, как прочла, я поняла, что хочу проиллюстрировать и Алису в Зазеркалье. Мне захотелось большего.
4 – Где вы черпали вдохновение?
Для меня это было безумно сложно, потому что я обожаю оригинальные иллюстрации Джона Тенниела. Его рисунки просто бесподобные. Мне казалось, что мне нужно создать что-то подобное, вместо того, чтоб пытаться придумать нечто совершенно новое.
5 – Расскажите немного о процессе вашей работы? Какие материалы и техники вы использовали? Пришлось ли вам учиться чему-то новому, чтоб завершить этот проект?
Для Алисы я использовала стекло, накладывала на него слой черной краски, а потом выцарапывала рисунок, затем в компьютере добавляла цвет. Это очень похоже на линогравюру, и это делает рисунок более загадочным и несовершенным. Мне очень нравится эта техника! Мне нравится пробовать новые вещи каждый раз, когда я начинаю новый проект. Я обычно создаю один рисунок в день. Если это большой рисунок, у меня может на него уйти пару дней. Но что бы я не делала, мне требуется гораздо больше времени, чем пару дней, потому что сначала мне нужно разобраться что рисовать и как. А еще мне нужно поспать на моих идеях 🙂
6 – Что было самое сложное и самое легкое в работе над проектом?
Самой сложной была обложка. Я понимала, на сколько важно было сделать ее выразительной, чтоб она выделялась на общем фоне. Что-бы я не делала, мне казалось, что это было не достаточно круто. Что в итоге помогло – это расслабиться и отдохнуть, дать ей дозреть. Финальная обложка – это третья версия. А еще мне очень долго не давалось лицо Алисы. Самый первый рисунок Алисы, который я сделала, он так же первый и в книге, где она стоит спиной к читателю. Это было сделано специально, потому что на тот момент я еще не знала, как ее лицо будет выглядеть. Самыми легкими были большие иллюстрации, например, где кролик перед домом. Обычно это такие иллюстрации, где главное – начать, а потом уже все само получается и не надо ни о чем думать. Ты теряешься в рисунке. Я обожаю, когда это случается.
7 – Сколько времени у вас занял этот проект от начала до конца?
У меня ушло на проект 4 месяца без сна и всякой социальной жизни 🙂
8 – Какой совет вы бы дали начинающим иллюстраторам, которые подумывают о своем грандиозном проекте.
Просто берите и делайте! Первое, о чем я думаю, когда мне приходит большой заказ – “Почему они просят именно меня? Я этого сделать не могу!”. Я всегда так думаю. Вы не одиноки! Просите помощи! У вас должна быть хорошая группа поддержки. Каждую книгу, что я сделала, я сделала не без помощи друзей-иллюстраторов. Так же важно иметь в команде классного дизайнера, и делать книгу совместно. Это очень важно, чтоб вам было с кем поговорить, и у кого спросить совета, особенно когда сроки поджимают. Так же стоит предупредить заранее свою семью и друзей, что вы выпадете из социальной жизни на несколько месяцев, но запланируйте много всяких развлечений на время после сдачи проекта, вам это понадобится, чтоб перезарядиться.
9 – Что дальше?
У меня есть несколько классных проектов, над которыми я сейчас работаю. Например, книга о космосе, так что мне прийдется рисовать квантовую механику и черные дыры. Это будет настоящее испытание! А потом я буду работать над большим проектом про кошек. После этого было бы круто проиллюстрировать книжку-картинку для совсем маленьких деток. Что-то смешное. А потом попробовать что-то совершенно другое. Мне бы очень хотелось создать декорации для театра. Так что я продолжаю мечтать!
Надеюсь вам было так же интересно прочитать рассказ Флоор, как и мне! А вы что думаете о книге? Она у вас есть? Как вам? Купили бы книгу с такими иллюстрациями? Чем вам нравится такая техника, и чем – нет? Жду вас в комментариях 🙂 Давайте обсудим!
* * *
Минутка рекламы. Если вы хотите узнать больше о том, как иллюстраторы вырабатывают свой собственный стиль, какими техниками пользуются, как находят свои уникальные отличительные фишки, вам будут полезны следующие видео-семинары:
1. Онлайн-курс «Как найти свой Творческий Стиль» — как выработать личный узнаваемый почерк.
2. Онлайн-курс “Секреты Иллюстрации” – как усилить впечатление от вашей иллюстрации с помощью композиции, перспективы, кадрирования и других визуальных приемов.
3. Онлайн-курс «Портфолио. Как показать свой талант»— что должно быть в портфолио, чтобы на вас обратили внимание.
4. Полный список моих видео-уроков здесь!
.
Дуже пізнавально. Дякую. Мені ці ілюстрації подобаються, вони дуже в дусі книги.
Как всегда, очень, очень интересно, Элина! Для себя я бы купила Алису с такими иллюстрациями. Наверное, так и сделаю, сейчас как раз идет предзаказ у нас. А вот для детей – не знаю… Много слов написала дальше, но потом их все стерла. Потому что я же заранее знаю, насколько я не в мэйнстриме со своим представлением о том, что нужно детям, а что интересно взрослым. 🙂
очень увлекательная статья, я не сторонник таких иллюстраций так для маленького ребенка, например, оно ломает восприятие действительности, то есть заяц должен быть зайцем например и небо голубым, в целом я б сказала что необычный подход, и цветовое решение, по мне это больше декорации чем иллюстрации….мне не понравилось, на вкус и цвет все разные….люблю советские иллюстрации и мультики где художники передавали эмоции и некую комичность персонажа, всем известный Виктор Чижиков, который придумал Олимпийского мишку….сейчас восприятие людей изменилось, все упрощают и стилезуют и не поймешь кто это на картинке то ли осел то ли заяц или еще какая неведомая зверушка)))))и очень ядовитые цвета просто открытые пантоны. Не знаю мне не понравилась книга. Алиса это классика! Я б не купила.Извините за столь критичный отзыв))))
Спасибо за статью! Очень интересно. Пожалуй, я тоже соглашусь, что книга в таком исполнении больше адресована взрослым или взрослым детям ). Но, кто сказал, что она, вообще, детская ) На каждый возраст иллюстратор может подать материал именно в том исполнении, в котором оно того будет выигрывать. Для маленьких детей, которым, чтобы прочувствовать, надо сначала больше разглядывать – одно; для зрелых личностей, когда за мгновение ты улавливаешь атмосферу, аромат, эмоции – другое. Вот это исполнение как раз второе. С каждой иллюстрацией в сознание врывается поток эмоций и ты толком не понимаешь соазу ничего, а потом уже твой взгляд начинает скользить по линиям, и эмоции находят образы. Мне нравится и я бы с удовольствием приобрела эту книгу. В таком исполнении можно открыть массу нового в моем возрасте. )
Вау! Восторг! Даже не знала о такой техники, выцарапать по стеклу силуэт . И статья оказалась очень во время. Подбодрила меня)) пожалуй пора начинать просто рисовать марафон, а там что будет то будет!
Благодарю за рассылку
А можно попросить добавить ссылку на оригинал статьи?
Это и есть оригинал статьи. Я задавала Флоор вопросы.
Спасибо за статью!
Невероятные иллюстрации, я в восторге, так еще и любимая книга. Впервые слышу о технике линогравюры на стекле, как-нибудь обязательно попробую. Но признаться, изначально подумала что это компьютерная графика, так как сама пробую нечто подобное на компьютере (готовлюсь к марафону ;)).
Не могу согласиться что эта книга предназначена только для взрослых, так как с самого детства мне нравились подобные иллюстрации и не важно какого цвета небо 🙂
Еще меня удивили сроки в которые был сделан проект 4 месяца!!!! ведь это так мало, для такой книги. Конечно, еще зависит от количества иллюстраций.
Спасибо за интервью, было очень интересно!
очень!!!)) то редкое сочетание стиля и фантазии, что нравится детям и взрослым
На мой взгляд иллюстрации невероятно волшебные, очень подходят Алисе. и я думаю они будут интересны и взрослым и детям. У детей необходимо развивать разный взгляд на вещи. И различные изображения одного и того же предмета или событий вполне помогут этому. Да и совсем необязательно чтобы небо было голубым, а заяц достоверно прорисованным с натуры ) фантазия детей гораздо богаче, чем у многих взрослых, так что я думаю им понравится такой вариант тоже )
Отличное интервью! Мне понравилась техника тем, что это микс из ручной работы и digital. Я люблю соединять традицию с новыми технологиями, это дает ощущение развития вперед с учетом уважения и памяти традиций.
Спасибо за интервью, Элина, как всегда, очень познавательно! Иллюстрации интересные, на мой взгляд, больше для ценителей иллюстрации в подобном стиле, а не для детей.
Очень понравилась техника с процарапыванием краски по стеклу, раньше не встречала!
Потрясающе!!! Меня поразила именно техника, я бы очень хотела попробовать, это же так увлекательно!!!! Мне очень нравится эта книга, я бы купила и себе и старшей дочери!!! Спасибо за статью!!! Очень вдохновляет, я думала я одна боюсь делать и не справиться!
А мне иллюстрации очень понравились! Техника действительно очень напоминает линогравюру – у меня сразу возникла ностальгия по художественной школе, в которой я училась так давно, что уже и не помню почти))) Мы вырезали иллюстрации к разным книгам на линолиуме, и в одном из классов у нас была старая печатная машина (огромный вал, под которым как под прессом, печатались наши работы). Потом их можно было подкрасить или сразу печатать на цветной бумаге. Вобщем, по-моему стиль очень подходит к “Алисе” – такой ретро-стиль, и книга эта не совсем детская, я к ней читала математические комментарии – очень познавательно. Так что, здесь этот стиль уместен и хорошо сочетается с текстом Керола. Я бы с удовольствием купила бы, несмотря на то что я ее уже читала.
Керролла конечно – опечаталась
Графика классная! Я б такую книгу купила в подарок, но… взрослому человеку. Для детей на мой взгляд , мрачно слишком. Слишком много черного. Хотя техника рисунка интересная!
Сама читала “Алису” именно в варианте с иллюстрациями Джона Тенниела. И именно они меня в детстве очень захватывали, создавая атмосферу и очарование.
Очень нравится стиль, скорее для взрослых книга и старших детей,малыши такое не воспримут
Очень интересное интервью, Элина,спасибо! И про технику необычную интересно было узнать!Такую книгу бы обязательно купила, но не единственную Алису.Я до сих пор еще Алису не купила,потому что не могу решить, что больше нравится.Точнее нравится Arthur Rackham(это после выставки Алисы в Британской библиотеке определилась,…наверное).А красивых изданий с его иллюстрациями я не встречал(если только не сумасшедше дорогой антиквариат).Вообщем,все сложно.
Спасибо за интервью.
Техника очень интересная, гамма и орнаментальность несколько напоминает детские (и не только) книги эпохи модерна. “Алиса” чуть ли не самое богатое на иллюстраторов художественное произведение и, будь моя воля, собрала бы все варианты, хотя, именно этот не очень цепляет.
Потрясающе! Эти иллюстрации вдохновили меня, я почувствовала настоящую тягу к творчеству. Прежде всего из-за того, что я обожаю орнаменты, меня манят особенные изгибы линий, контуры предметов и персонажей. Они великолепно поданы здесь. Также очень удачны атмосферные рисунки. Отдельно отмечу иллюстрацию с гусеницей на грибах)) это просто шедевр, настоящая фантазия. Кроме пары картинок, остальные очень-очень понравились и для себя и для сыночка я бы книжку приобрела. Техника с применением небольшого количества цветов и «простоватость» рисунков делают иллюстрации выразительными и емкими!
Замечательное интервью, себе бы такую книгу не купила, люблю более красочные картинки, ребенку тоже бы не купила) уж простите… Сама техника интересная, хотела бы попробовать что-то нарисовать таким способом. Удивительное совпадение, два дня назад смотрела недавно вышедший фильм “Алиса в стране чудес”)) Спасибо!
Элина, добрый день!
Это удивительно, но 2 недели назад увидела эту книгу на сайте питерского магазина “Подписные издания”. Это особенный магазин и хотя я живу в Москве, когда бываю в Питере всегда в него захожу. И иногда еще по интернету заказываю, то что в Москве уже не найдешь.;)
А потом увидела издательство и поняла, что в Москве будет купить дешевле…
Очень интересная техника для меня, т к я практикую технику гравюры в фотошоп и мне нравятся такой графический дизайн. Прямо вдохновилась!
И книжку такую куплю, потому что я собираю книги с иллюстрациями про Алису и у меня их много, разных Алис!
Большое спасибо за вдохновение, т. к. действительно думы о марафоне не дают спокойно спасть, столько мыслей в голове;)
С уважением, Анастасия…
Привет Элина!
Спасибо ещё за одну великолепную статью! Я до сих пор боюсь иллюсьрировать Алису в стране чудес. Здорово было открыть для себя такую упрощенную композицию.
Элина, спасибо за отличное интервью и иллюстрации! Захотелось купить эту книгу.
Раньше я уже видела краткий отзыв об этой книге у одного иллюстратора, но он меня совершенно не зацепил. Было впечатление, что это компьютерная графика и совершенно не понятно, зачем заново перевели классический текст.
Но с вашей подачи стало очень интересно почитать о творческом процессе и необычной технике иллюстратора, и книжка меня заинтересовала.
Я в восторге от техники! Для меня это открытиещё. Чешутся руки, хочу попробовать. Благодарю за статью! На счёт иллюстрации автора, мне понравилось! Особенно про двери… класс идея…
Мне не очень близок такой стиль иллюстрации, но идея, техника, исполнение, конечно, впечатляют! Это ж надо додуматься, выцарапывать на стекле, а потом добавлять цвет в цифре. Очумительно!
Спасибо, Элина огромнейшее за эту рубрику в целом, и за данную статью в частности. Флоор нашла именно те слова, которые могут подбодрить и вселить уверенность, и хотя мне эти иллюстрации к Алисе не понравились настолько, чтобы сохранить их в коллекцию, технику такого рисования возьму себе на заметку!
Элина, Вы большая умница, очень интересно! Алиса в стране чудес – моя любимая книга с детства, поэтому в таких иллюстрациях я бы ее не купила, хотя есть довольно интересные картинки, но они единичны, остальные, на мой взгляд, некрасивы. И вообще, я всегда представляла себе эту книгу в ярком, красочном исполнении, поэтому версия, представленная в кино, мне нравится куда больше.
Мрачно, депресивно. Иллюстрации явно не для детей, перед тем как создавать детские иллюстрации, многим детским иллюстраторам необходимо потрудиться бы изучить детскую психологию, а не малевать на потребу тренду, моде, спросу, “грозным дядькам из издательства” и прочей лабуде “взрослых игр”, Такого типа иллюстрации к “Миру Дедства” не имеют никакого отношения.
Удивительная книга! Куплю обязательно. Я не считаю, что детям и взрослым подходят разные иллюстрации и стили рисунка. стоит предлагать разные варианты и выбирать то, что понравится. Спасибо за интервью!
Спасибо за интервью! понравилось всё – история создания, идея, воплощение, особенно поразило совпадение – была идея попробовать сканировать со стекла и тут такое классное воплощение! )) Рисунки мрачными не показались, как одна из Алис, она замечательна, по моему.. Не для самых маленьких она ведь и была написана Керролом. Сын (13 лет) в восторге от картики с гусеницей)