Вы знаете, какое качество ценится больше всего не только в иллюстрации, но и вообще в любой сфере деятельности? ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Даже уборщица может выполнять свою работу виртуозно и профессионально, и даже хирург или адвокат может оказаться непрофессиональным криворуким дилетантом.
Вы можете рисовать примитивно (палка-палка-огуречик) или создавать сложные детализированные картины, но если вы не умеете вести свой творческий бизнес качественно, профессионально и уважительно ко всем его участникам, это сильно усложнит вам жизнь. И, разумеется, не только вам. Причем количество проработанных на иллюстраторском поприще лет тоже не является гарантом профессионализма.
Даже если вы совсем еще новичок, и ищете свои первые заказы, ничто не мешает вам работать как профессионал (“Fake it till you make it”, как говорят в Англии). Тут дело даже не в опыте, а в понимании элементарных принципов поведения в мире креативного бизнеса. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Итак, 9 признаков, которые отличают профессионала от аматора.
- Вы отвечаете на имейлы клиентов в тот же день. Если это не очень важно – максимум на следующий день.
Советую брать в привычку проверять почту каждое утро и отводить время на ответы всем прямо с утра. Лучше делать это сразу, а не растягивать на весь день, или неделю. Это очень экономит время и освобождает место в голове для более важных дел. Кто работает с издательствами знает, как они заняты, и как важна скорость в передаче информации. Нет ничего хуже ждать ответа от художника, когда целый отдел, а то и несколько зависят от этого ответа. Но даже если вы работаете с мелким клиентом, быстрый ответ на его запрос – это элементарное проявление уважения к его времени. Проверять почту не обязательно каждый час. 2 раза в день – утром и вечером вполне достаточно. Иначе вы там можете весь день просидеть.
2. Вы не исчезаете с планеты Земля и не уходите в глубокое подполье.
Этот пункт частично вытекает из первого, и казалось бы, само собой разумеющийся факт, но тем не менее вы будете удивлены, как часто мне жалуются заказчики на “пропавших” художников. Вот так работали-работали с человеком, а потом он взял, и исчез на половине проекта. На письма и звонки не отвечает, признаков жизни не подает. И что теперь делать? Если вы “застряли” и проект не идет, если у вас проблемы с клиентом, если у вас изменились жизненные обстоятельства, если вы заболели, чтобы не произошло, вы должны сообщить об этом клиенту и предложить ему ваши варианты решения проблемы. Художники иногда предпочитают прятать голову в песок, и претворяться, что заказа нет, и проблемы, соответственно тоже. Опасная стратегия, которая до добра не доведет.
3. Вы никогда не отвечаете на имейлы в порыве раздражения, злости, или даже ненависти (и такое бывает). Вы даете себе время “остыть” и обдумать достойный профессиональный ответ.
Мы все знаем, что клиенты могут вынести мозг. Особенно те, которые сами молодые и неопытные и не знают, чего хотят. Иногда издательства вносят слишком много правок, иногда идеи заказчика нельзя натянуть не то, что на голову, но даже на большой палец левой ноги. И вот тут главное – не сорваться и не наговорить гадостей, и не выбросить все игрушки из кроватки. Это непрофессионально. Отложите ответ на утро следующего дня. Продумайте свои аргументы. Никогда не говорите НЕТ. Говорите ДА, НО….. И приводите свои взвешенные обоснованные аргументы. Иногда обдумывая то, что написал заказчик, или арт директор, вы начинаете понимать, что не так уж он и неправ, что и в его словах есть рациональное зерно, и в принципе, можно встретиться где-то посередине. Вы должны уметь вести культурный диалог. Если вы не можете найти общего языка с заказчиком, вы можете сказать, что вы боитесь вы ему не подходите. Не он вам, а вы ему. Вы всегда должны быть на высоте.
4. Вы предоставляете работу в срок, а лучше за пару дней до окончания срока.
Это вообще святое. Дело в том, что скорее всего проект уже расписан – когда верстка, когда печать, когда день публикации, все делается заранее, печатаются рекламные буклеты, делаются предзаказы. Рабочий график многих людей зависит от того, когда художник предоставит рабочий материал. Вы – одно из звеньев большой цепи. Вы не делаете работу вовремя – летит весь проект. Это недопустимо! Почему лучше предоставлять работу на пару дней раньше срока? Потому что скорее всего в день сдачи проекта (или его стадии) в издательстве совещание, где должны быть предоставлены ваши работы. Прислав их чуть раньше, вы даете возможность дизайнеру, или арт директору ознакомиться с ними до совещания, и быть более к нему подготовленным. Это приятная мелочь, так сказать. Признак профессионализма.
5. Вы задаете ВСЕ вопросы по проекту ДО начала работы, а не пытаетесь догадаться, что имел в виду заказчик.
Как ни странно, но многие, особенно начинающие иллюстраторы, боятся задавать вопросы, потому что думают, что это показатель непрофессионализма. Хотя все как раз наоборот. Перед началом каждого проекта у вас должен быть содержательный список вопросов вашему клиенту. (Возможно скоро я опубликую здесь этот список). Но все должно быть обговорено заранее – форматы, сроки, тех задание, материалы, оплата. Если у вас есть в чем-то неуверенность или сомнения – уточняйте! Ни в коем случае не пытайтесь “догадаться” и не думайте, что вы “должны” это знать. Вы должны только одно – выполнить работу качественно и в срок, и если для этого нужно что-то спросить у заказчика, каким бы бестолковым ваш вопрос ни казался, его нужно задать, получить ответ, и спокойно работать дальше, точно зная, чего от вас хотят.
6. Качество вашей работы НЕ зависит от размера гонорара.
Если вас не устраивает оплата, не беритесь за работу. Если вы взялись за работу, вы гарантируете 100% качество своего продукта. ВСЕГДА! Вы не можете делать для клиента по-меньше работу на тяп-ляп, лишь бы побыстрее отстреляться, а для клиента по-больше выпрыгивать из трусов. Качество каждого вашего проекта – это ваша репутация. Каждый ваш клиент заслуживает уважения в равной степени. Помните, что ваш потенциальный клиент в интернете может наткнуться как на хорошую вашу работу, так и на плохую. Плохая работа сослужит вам плохую службу! Я, к сожалению, не раз слышала фразу типа – “за такие деньги, пусть скажут спасибо, что я и так нарисовал(ла)”. Это непрофессионально. Вы всегда выкладываетесь по максимуму, или не беретесь за работу вообще.
7. Презентация вашей работы всегда на самом высоком уровне.
Вы предоставляете заказ клиенту именно в таком объеме, формате, резолюции, какую от вас попросили, плюс можете вложить парочку дополнительных форматов на всякий случай (мелочь, а приятно). Если вы работаете в цифровом формате, вы оформляете все файлы надлежащим образом. Все должно быть структурировано и подписано. Если вы отправляете оригиналы на слоях, слои должны быть подписаны и объединены в группы, чтоб дизайнеру было удобно работать с вашим рисунком. Подумайте о людях, которым прийдется ковыряться в вашей работе, и искать, на каком слое вы эту лишнюю закорючку нарисовали. Если вы отправляете оригиналы рисунков на бумаге, они тоже должны быть идеального качества, а не так, что тут мы чай пили, а там рыбу заворачивали. Упаковывайте так, чтоб ничего не помялось и не испортилось. Если сканируете свои работы сами, убедитесь, что ваш сканер имеет резолюцию 600 dpi, и не забудьте довести рисунки до ума в фотошопе.
8. Ваше общение с клиентом всегда вежливо и приветливо.
Я не говорю, что вы должны затевать душещипательные беседы о погоде и природе, но индустрия детской книги, да и вообще издательский бизнес, это очень своеобразный бизнес, в котором работают в основном очень милые, хоть и безмерно занятые люди. У нас принято спросить, как прошли выходные, и пожелать хорошего дня в конце письма, например. Это мелкий знак внимания и уважения, и более личный подход к людям, вместе с которыми вы создаете КНИГИ, то есть несете в мир доброе, светлое, вечное. Вам ничего не стоит быть чуточку внимательнее и приветливее к человеку с другой стороны компьютерного экрана. Это признак хорошего тона.
9. Вы способны отказаться от проекта, если знаете, что он НЕ ВАШ
Опять же, большинство новичков хватается за все, что только можно, лишь бы получить опыт и первые деньги. И это, конечно, правильно. Но есть исключения, и у вас должно хватать мудрости и смелости говорить НЕТ. В каких случаях?
Тут есть хорошее правило, которым я часто пользуюсь. У вас есть 3 составляющих вашей заинтересованности в проекте –
- Проект вам искренне интересен, и вы ХОТИТЕ этим заниматься
- Проект перспективен, поднимает ваш статус, признание и популярность
- Проект прибылен, вы за него получите хорошие деньги.
Если есть все 3 компонента – берем сразу, тут думать нечего. Если есть 2 – подумаем, и тоже берем. Если есть один – подумаем дважды, и если ничего лучшего на горизонте пока нет – скорее всего возьмем. А вот если в предложенном проекте нет ничего из вышеперечисленного – смело говорите – НЕТ, и не насилуйте ни себя, ни клиента.
Ну вот и все. Надеюсь было полезно и познавательно. Хочется верить, что вы нашли для себя что-то новое, и теперь станете еще более крутыми и профессиональными иллюстраторами, и не только. Правила-то в любом бизнесе примерно одинаковые.
Если у вас есть какие-то свои правила, дополнения, или уточнения к написанному – милости прошу в комментарии! Буду рада узнать, что на ваш взгляд определяет уровень профессионализма.
* * *
Минутка рекламы. Еще больше о том, как стать Профессионалом в иллюстрации вы узнаете в следующих онлайн-уроках:
1. Видео-семинар «Профессия Иллюстратор. Как вести творческий бизнес» — для тех, кто хочет выйти на международный уровень. Образцы контрактов прилагаются.
2. Полный комплект “Восемь в одном” – всё самое необходимое, что нужно знать по иллюстрации для успешного продвижения.
Большое спасибо, Эля!
Спасибо, Элина! Важная тема. Я бы добавила пункт про гонорар. Профессионал обсуждает это на берегу, исходит из общецеховых стандартов, расставляет milestones, и обязательно берет часть предоплатой.
Ваш Комментарий *Спасибо!
Список вопросов, о чем нужно спрашивать новичку, какие подводные камни?
Спасибо большое, Элина!Все очень полезно и по делу.Хочу думать, что уже выполняю эти пункты.Иногда,конечно,хотелось бы такой же список клиентам написать!А вот про вопросы издательству было бы очень интересно.Я только вот закончила проект с self-publisher, которая сама первый раз печатала, было очень нелегко.С большими издательствами не довелось работать, было бы очень полезно почитать, как это проходит у вас.
Обязательно об этом напишу!
Как всегда, очень всё чётко и по делу сформулировано, по всем пунктам. 🙂 Я долгое время со стороны издательства с иллюстраторами работала, и как же приятно иметь дело с людьми, которые делают всё как надо и в срок, и всё организованно приносят или присылают, и никуда не пропадают, и понимают тонкости и ограничения печатного процесса (что не надо рисовать люминисцентными красками на крупнозернистой бумаге, а то дизайнер будет рыдать и материться, сканя и цветоделя такие картинки). ))) С иллюстратором должно быть удобно работать. Тогда именно о нём подумают в первую очередь, когда надо будет следующую книжку дать кому-то рисовать. 🙂
вот вот :))))
Эля, спасибо тебе! Согласна по всем пунктам и даже, смею надеяться, их соблюдаю.
Меня волнует один вопрос – наверняка ты сталкивалась с чем-то подобным, и интересно было бы послушать твое мнение. Что делать, если заказчик не понимает важности ТЗ и никак не хочет выдать хоть какое-то его подобие? Это распространенная и очень печальная ситуация. Сначала заказчик говорит: “ну не знаю я, как это должно выглядеть – вы художник, нарисуйте по своему опыту что-нибудь”, а когда ты представляешь ему свое “что-нибудь”, выясняется, что и это не так, и то он “не так себе представлял”. То есть вдруг выясняется, что что-то он все-таки себе представлял. Что делать с такими “незнайками”, какой волшебной палочкой вытягивать их них ТЗ _до_ начала работы, чтобы сберечь время, силы и нервы? (Вариант “сразу посылать их в сад” не всегда подходит – разные бывают обстоятельства).
я задаю еще больше вопросов, причем весьма конкретных, если заказчик сам не понимает, чего хочет. Например – какая цветовая гамма – даю ссылки на пару сайтов, где можно выбрать, какой должен быть посыл, что именно заказчик хочет сказать рисунком, чего добиться, какое должно быть настроение, какая стилистика – опять могу выслать какие-то примеры, чтоб он выбрал. Потом еще обсуждается количество правок, которые входят в сумму контракта. Допустим я рисую, заказчик вносит правки, я изменяю согласно его требованиям, и все! Если снова правки – то за них платится отдельно. Это своеобразная защита от людей, которые никак не могут определиться.
Спасибо!
Эллина, очень понравилась статья, спасибо. Согласна с вами. На мой взгляд, перечисленные признаки – это признаки профессионализма в любой области. Например, я работаю в сфере разработки программного обеспечения и здесь также важно вовремя отвечать, заранее выяснять все детали и так далее. 🙂
Единственное, про 4 пункт я бы поспорила, особенно в контексте 2.
Я бы переформулировала его так: либо успевай работу выполнить в срок, либо заранее (подставить подходящий для индустрии срок) предупреждай заказчика об изменении сроков (и точно указывай, когда сможешь сделать)
Согласна с вами по 4-му пункту 🙂
Спасибо! Очень полезно!
Здравствуйте, Элина! Так приятно и всегда полезно читать ваши статьи! Спасибо Вам за них! Я слушаю ваши лекции сейчас, читаю статьи. Я совсем-совсем начинающий иллюстратор и вы фантастически вдохновляете меня! Но так как я начинающий – у меня много вопросов и непоняток. Вот, например, фраза: “Если вы отправляете оригиналы на слоях, слои должны быть подписаны и объединены в группы, чтоб дизайнеру было удобно работать с вашим рисунком”. Куда податься, чтобы понять, что именно здесь написано? Речь идет о работе со слоями в фотошоп? Если я рисую на бумаге, потом сканирую, слегка подчищаю рисунок в фотошопе – и отправляю заказчику файл jpeg – я должна еще отправлять структурированные каким-то образом слои?….. запуталась. Пожалуйста, помогите распутаться 🙂
Слои – это про Фотошоп. Если рисунок создан в фотошопе, скорее всего он будет на слоях. В вашем случае вы все делаете правильно. Вам слои не нужны :))) Как вам мои уроки? Полезно? Вы можете написать отзыв прямо здесь, а мы его разместим на страничке с уроками 🙂 Мне очень важно мнение людей, которые покупают мои лекции.
Очень полезно, спасибо! Несмотря на то, что я в меньшей степени иллюстратор, больше живописец, но все так и работает.
Элина, здравствуйте еще раз.
Да, уроки однозначно полезны. Я взяла сразу весь пакет лекций. Не жалею. Прослушиваю их правда медленно, конспектирую основные моменты (а они там все основные для новичка – так что конспектирую почти все :):)).
Конечно, мало только слушать – надо применять. Пока целиком прослушала только курс про портфолио. Начала про создание детской книги. Теперь своим черепашьим шагом буду ПРИМЕНЯТЬ то, что узнала из лекций. Буду переделывать/создавать вновь свое портфолио.
Для меня ваши лекции – кладезь информации. Конкретной, практичной, без воды. И еще источник вдохновения. Раз смогли вы – есть шанс смочь и у меня. Я меняю профессию в 35. Кардинально. С юриста на детского иллюстратора. Страшно. Волнительно. И медленно…. Но я шагаю своими маленькими шажочками. Если бы не ваши лекции – может быть бросила бы. Так далека цель!!!! НО! Благодаря вдохновению, вашему примеру и конкретным задачам исходя из лекций – не бросаю, а просто делаю. И надеюсь – очень надеюсь – что и я взлечу к высотам иллюстраторского и книгописательсокго искусства :):) Благодарю вас от всей души!
Большое спасибо з такие теплые слова! Мне безмерно приятно, и я уверенна, если делать дело каждый день – все получится!
Очень полезная статья, как обычно. Спасибо большое!
Очень интересно почитать про список вопросов клиенту.
Elina, спасибо большое за Ваши статьи, очень важные для иллюстратора темы подняты и читать Вас очень приятно – все логично, аргументированно и ясно. Здесь уже писали несколько раз, что тема вопросов очень актуальна: “Перед началом каждого проекта у вас должен быть содержательный список вопросов вашему клиенту.” Буду Вам очень благодарна, если Вы раскроете эту тему (и что такое тех задание). Может быть пару примеров, для таких начинающих, как я, которые не имели дело с этим профессионально, но очень хотят делать это профессионально)))). Спасибо большое
Обязательно напишу такую статью в ближайшее время 🙂
Элина! Спасибо вам большое за полезные статьи и курсы!
Хотелось бы узнать, как лучше отправлять заказчику иллюстрации? столкнулась с такой проблемой, что по почте нельзя отправлять в большом разрешении, что делать? архивировать?
Спасибо, Элина, очень интересно! Я тоже живу в Англии, вступила в ассоциацию иллюстраторов, купила пару их книжек про законно-бумажную часть дела и все равно не очень хорошо понимаю. Сколько в среднем занимает работа над 32-страничной picture book? Я понимаю что даже у одного человека это варьируется в зависимости от идеи, техники и разных других факторов, но все же? Как составить контракт на royalties? Пишут что детские книжки обычно оплачиваются именно так. Как объяснить заказчику что я не могу отдать ему все права на мои иллюстпации и это нормально? У меня как раз пришел заказ на детскую книжку и заказчица хочет все права. Конечно, я откажусь от этой работы, если не удастся ее убедить, но хочется попробовать убедить все же. Спасибо!
Здравствуйте Эллина, эта статья мне так пригодись, когда появился первый заказчик .Но вот один вопрос остался незакрытым, как оценивать свою работу (. Когда ты профессионал который работает годами то уже знаешь , а вот когда в начале пути, то где искать реальные цифры?