Бізнес ілюстратора

Виктория Семыкина – о современной иллюстрации, экспериментах, учебе и творческой свободе.

Виктория Семыкина была моим кумиром задолго до того, как мне посчастливилось познакомиться с ней лично. Еще в далеком 2015 году я написала о ней пост в своем блоге, где буквально повизгивала от восторга и восхищения, когда случайно наткнулась на ее работы в интернете. С тех пор много воды утекло, я уже несколько раз съездила к Вике в Болонью на мастер-классы по детской иллюстрации и по скетчингу. Да-да, я тоже постоянно учусь, и Вика – тот человек, у которого стОит учиться! Познакомившись с ней лично, я влюбилась еще больше. Она не только супер-талантливый художник и иллюстратор, но еще и прекрасный педагог. Интеллектуальная и при этом красивая, всё как я люблю :). Ее слушать – одно удовольствие. А еще, скажу вам по секрету, она очень круто танцует Свинг и Линди Хоп!

Ну вы уже поняли, куда я клоню. Разумеется, Виктория Семыкина не смогла избежать участи иллюстраторов, которыми я восхищаюсь. Я таки прижала ее к стенке, и взяла у нее интервью! Потому что я просто обязана вас с ней познакомить поближе!

1 – Расскажи немного о себе. Где ты родилась, где живешь, когда начала рисовать, и что для тебя – рисование.

Я родилась в Москве, и все мое детство прошло рядом с заводом Зил. Из окна я видела огромные краны и железную дорогу, по которой ходили длиннющие товарные поезда. Я любила сидеть на подоконнике и считать вагоны. А засыпать я привыкла под стук колес и гудки паровозов.

Конечно, первое, что я нарисовала в детстве – это был паровоз! 

2 – Есть ли у тебя художественное образование, и считаешь ли ты его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора. 

До образования я ужасно жадная, у меня два полных высших,  – Школа при Суриковском; собственно, Суриковский институт, где я училась живописи, и Болонская академия, где я занималась печатной графикой и иллюстрацией. Но мне этого мало, и я периодически езжу на какие-нибудь мастер-классы. Вообще, мне кажется, что учеба – это наркотик. Чем больше учишься, тем больше хочется.

Что касается вечного спора о том, нужно ли образование иллюстратору или нет, я считаю, что важно попасть к своему преподавателю. Мне после Суриковского повезло попасть к Николаю Попову (это изумительный художник, очень глубокий и тонкий человек). 

Поэтому, прежде всего надо знать, к кому ты идешь учиться, а не куда. При этом надо помнить, что прекрасный художник далеко не всегда хороший учитель. 

Если вы меня спросите, можно ли быть хорошим художником-самоучкой – я вам скажу – можно.

Но только в двух случаях.

Или вы гоните чистый, как слеза ребенка, “наив”, или вы абсолютный гений. Впрочем, первое не исключает второго. 

Если это про вас, учиться вам не нужно.

3 – С чего все началось? Как ты стала иллюстратором? Как к тебе пришел первый проект? Что это было?

Как это часто бывает, все началось совершенно случайно. После Суриковского института я писала огромные холсты маслом, которые были чуть ли не в два раза больше меня. А для себя в жж я выкладывала наброски и какие-то рисованные истории. Мне даже в голову не приходило, что меня в жж могут смотреть арт-директоры каких-нибудь журналов.

В один прекрасный день мне написал друг, который работал в Коммерсанте, и, совершенно неожиданно для меня, предложил сделать две большие иллюстрации для Коммерсанд weekend. Это была еще неизданная книга Акунина “Младенец и чорт”.  

Работать было дико интересно, Акунинские вещи очень образные, и в них интересно погружаться. 

А когда после выхода журнала мне стали звонить друзья и говорить, что они держат в руках журнал с моими картинками, я подумала… а может мне  туда? Так в моей мастерской осталось несколько недописанных холстов, а я, незаметно для себя, ушла в иллюстрацию. 

4 – Есть ли у тебя агент? Как ты находишь заказчиков? Или как они находят тебя?

Честно говоря, я сейчас предпочитаю работать сама.

Мне кажется, что хороший агент может очень помочь в работе с книгой – найти хорошего издателя и грамотно составить контракт. А в журнальной иллюстрации, мне кажется, что агент не нужен. 

Мне очень везет – я никогда не искала заказчиков, они меня всегда находили сами. 

Другое дело, что я часто теряюсь в догадках, откуда же они приходят. Иногда спрашиваешь, интереса ради, и тебе вдруг говорят: «Мы нашли вас на пинтересте».  Представляете? Я веду пинтерест, потому что в нем удобно картинки системно по папкам хранить и вдохновляться. А там, оказывается, тоже пасутся заказчики. Или иногда говорят: «Друг в инстаграмме переслал вашу картинку». И это серьезный заказчик говорит. Удивительное и непостижимое… Разве такое можно было себе представить даже лет 20 назад?

5 – Оглядываясь на пройденный иллюстраторский путь, какой был твой любимый проект и почему? Есть ли у тебя проект мечты? Что-то, над чем очень хочется еще поработать.

Я очень люблю команду журнала Баку. Мы работаем уже много лет, и мне кажется, нигде мне так не доверяют и не дают столько свободы. 

Наверное, я уже знаю про Баку все от национальной кухни до символики азербайджанских ковров. Уже чуть ли не все названия улиц знаю, а до Баку никак не доеду. 

Надо собрать чемодан, положить туда альбом и краски, и подарить себе билет в Баку… Это был бы прекрасный проект мечты – узнать, наконец, город, который я люблю на расстоянии уже много лет.

6 – В каком стиле ( в какой технике) ты рисуешь? Какими материалами? 

Обожаю экспериментировать, пробовать новые техники, новые материалы. Стараюсь рисовать с отключенной головой, чтобы не использовать свои наработанные приемы, и чтобы руки рисовали сами. Интуитивно и без моего участия. 

Когда начинаю новую книжку, я ставлю себе задачу попробовать для себя что-то новое. Начинать всегда  страшно, но, в то же время, и дух захватывает. 

Что касается именно техник – для журналов я часто рисую в цифре, когда нужно выдавать иллюстрации очень быстро. Или довожу уже в цифре, но всегда стараюсь добиться эффекта живой фактуры. А в книжках и особенно в своих личных проектах стараюсь все делать на бумаге. Мне в последнее время очень нравится сводить акварель, темперу, гуашь, карандаши, акрил и масляную пастель. 

А еще больше мне нравится делать трехмерные скульптуры из дерева, картона и всякого старинного хлама.

7 – Что для тебя самое легкое в создании твоих работ, и что – самое сложное?

Вот это хороший вопрос, потому что я не могу на него ответить. Дело в том, что какие-то работы получаются с лету – вот просто села и за два часа нарисовала. А какие-то я могу гонять неделями и по десять раз перерисовывать. Ирония в том, что я совершенно не могу предсказать, что у меня получится сразу, а на чем я могу застрять.

8 – Как ты работаешь? Когда и где? Какой у тебя график? Как выглядит твое рабочее место?

Одну комнату в квартире я полностью переоборудовала под мастерскую. 

Она, правда, постепенно превращается в лавку старьевщика. Я обожаю вещи с историей, красивые вещи особенно. И не могу себе отказать купить какой-то красивый кувшин или деревянный чемодан. Мне кажется, что эти вещи для меня как будто живые, и они помогают мне собраться с мыслями. 

Кому-то нужно стерильно чистое и аккуратное пространство, а мне нужен артистический хаос. В пустой комнате я бы растерялась, наверное.

Я стараюсь работать спонтанно. Рано утром сажусь за стол, беру сразу два-три листа и рисую одновременно на них одну и ту же иллюстрацию. 

Когда я рисую сразу несколько вариантов, я меньше боюсь, а для меня в работе это самое главное. Так что мне этот способ сейчас нравится больше всего. К концу для мой пол может быть весь усеян разными вариантами, эскизами и почекрушками. Иногда к вечеру мне кажется, что вот оно  – нашлось и получилось! Я иду довольная спать, а с утра смотрю – нет, не то. Рядом. Но не то.

И начинаю искать все заново. 

 

9 – Что тебя вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?

Меня очень заводит, когда я вижу чьи-то классные картинки. Вдохновляют неожиданные и яркие люди, при этом, совершенно необязательно художники. 

Что отбивает всякую охоту – это переписка с клиентами. Иногда весь день приходится проводить за монитором и писать письма на трех языках  – русском, английском и итальянском параллельно. Потом очень хочется пойти в парк и опустить голову в пруд, а на работу сил совсем не остается.

10 – Оглядываясь на пройденный творческий путь, есть ли что-то, что ты бы сейчас сделала по-другому? 

Мне кажется, что я очень много времени потеряла, боясь ошибиться. Когда ты учишься в институте (особенно в академическом), очень трудно позволить себе выходить за рамки заданий и дать себе хоть немного творческой свободы. Делать не то и не так, делать не как все. И ошибаться. Все самое интересное лежит на грани ошибки и выхода из привычных правил.

 

11 – Ты ведешь курсы по скетчингу. Скажи пожалуйста, на сколько скетчинг важен в иллюстрации и почему?

Ооо, это очень важная история. Наброски я рисовала всегда (нас с этим здорово гоняли в академии).

Где-то года три назад я стала рисовать очень много именно быстрых набросков и из дома не выходила без блокнота. В какой-то момент я заметила, что рука у меня стала рисовать сама по себе, а страх куда-то ушел. Я стала меньше делать подготовительных рисунков и больше рисовать сразу набело, интуитивно. 

Мама мне отметила, что у меня даже моторика стала гораздо быстрее.

Для меня интуитивность и спонтанность – это главные вещи в иллюстрации. Это то, что все время от тебя ускользает. 

А скетчи как раз помогают к этой спонтанности приблизиться. 

12 – Что бы ты посоветовала начинающим иллюстраторам? 

Как можно больше задавать себе вопросов. 

Кто я? Где я? Чем глубже погружаешься, тем больше интересных открытий. 

Как можно больше смотреть вокруг себя. Причем не только и не столько на иллюстраторов, сколько вообще на все – от фильмов до выставок современного искусства. Да просто вид из окна может быть событием, если посмотреть на него, как на свое собственное кино.

13 – Кто твои кумиры? На кого ты ориентируешься в своем творчестве?

Оооо, любимых очень много, я люблю очаровываться. Это, конечно, Ben Shahn, Saul Steinberg, Ralph Steadman. Из русских обожаю Владимира Лебедева, Токмакова, Монина, Калиновского

Из живописи – все итальянское Возрождение, особенно ранне. Из живописцев очень люблю Моранди, Сезанна и Малевича.

Из иллюстраторов, за кем я с большим интересом наблюдаю сейчас – Lorenzo Mattotti, Isabelle Arsenault, Laura Carlin, Martoz.

Вообще, с любимыми художниками очень интересная история. Кого-то ты очень быстро перерастаешь, а кем-то восхищаешься всю жизнь с раннего детства. Мне кажется, что дело в какой-то тайне, которую ты годами не можешь расшифровать, и которая тебя все время гипнотизирует.

Когда мне было 8, я увидела в Юном Художнике “Чету Арнольфини” Ван Эйка. Мне кажется, что это самая загадочная картина, которую я когда либо видела. Много лет спустя я ее увидела в Лондонской Национальной галерее, и в оригинале она оказывает еще более ошеломляющее впечатление. Я простояла у нее, не отрываясь, где-то полчаса, а потом ко мне подошел молодой парень-смотритель, и спросил, все ли у меня в порядке. «Лучше не бывает!» – говорю.

14 – Что ты думаешь о современной иллюстрации? 

Думаю, что мы живем в самое прекрасное для иллюстрации время – я почти каждый день нахожу в сети какого-нибудь самобытного иллюстратора. При этом он может жить где-то в Африке или на Аляске. А я могу из своей студии познакомиться с совершенно новым и уникальным человеком. Разве лет 30 назад такое было возможно? 

А еще я недавно заметила, что в Европе открылось множество новых издательств, делающих обалденные иллюстрированные книжки. Значит, все прогнозы, что бумажная книга исчезнет, не оправдываются. Разве это не лучшая новость для иллюстратора?

Если вы хотите познакомиться с Викторией поближе, вот ее супер интересный и познавательный БЛОГСАЙТИНСТАГРАМ.

Ну и теперь самые важные новости! Я уговорила Вику не только дать мне интервью, но и поделиться своими знаниями с ВАМИ! И это было просто бесценно! Виктория Семыкина провела для нас две лекции, каждая по два с половиной часа, полезной информации было море! Так что внимание на экран! С сегодняшнего дня вам доступен видео-формат:

Онлайн-курс: Искусство “живого” рисования. Как побороть свои страхи и начать рисовать свободно

Уже открыт – можно присоединиться!

Курс для всех, кому интересно научиться видеть особенное в привычном, придумывать и рассказывать свои истории в быстрых рисунках; узнать техники и секреты рисования по памяти; научиться рисовать на улице, в транспорте, в кафе, в музеях – рисовать везде! Забыть про свои страхи и рисовать легко и свободно! Заставить линию дышать и вибрировать, сделать ее музыкальной! Вы узнаете, как быстро схватывать и передавать характер персонажей, как работать с ракурсом и перспективой, какие материалы и приспособления использовать в скетчинге, а так же, как научиться слушать себя и следовать своему уникальному стилю.

 

Семинар: Детская иллюстрированная книга. Продвижение своего проекта на Болонской книжной ярмарке

Это реально крутой курс и особенно он важен для тех, кто хочет выйти на международный рынок в иллюстрации. Здесь вы получите подробные пошаговые инструкции по продвижению своей книги на крупнейшей книжной ярмарке в Болонье и узнаете, как найти своего издателя, чтобы в итоге ваша книга появилась в витринах книжных магазинов Лондона, Парижа и Нью-Йорка. Мечты мечтами, а продвижение – это серьезная осмысленная работа и этот семинар поможет вам сконцентрироваться на самых важных действиях, избежать многих ошибок и добиться желаемого! Вы – талантливы! И вам нужно знать, как заявить о себе!

Все доступы у вас сохраняются навсегда, вы сможете прорабатывать материалы в вашем темпе – тогда, когда вам удобно и столько раз, сколько вам нужно. Приятного вам просмотра!

Успехов в иллюстрации! И ждем ваши творения!

Поделиться с друзьями:

What others say about this post? (7 Comments)

Leave a Comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

×