Інтерв'ю з Ілюстратором

Инна Рудая и гуашевое очарование

За творчеством Инны я слежу уже давно. Она даже как-то писала для нашего блога. Рассказывала об угольных карандашах. Кто не читал – вам СЮДА. Мне наконец-то удалось выпросить у нее настоящее большое интервью, потому что мне очень нравились ее рисунки, но я понятия не имела, как она их создает, какой процесс, чем она рисует. Работы Инны всегда пропитаны добротой, теплом, и особым детским очарованием. Они такие сочные и как-будто матовые. Мне они напоминают карамель, или пастилу. Так и хочется потрогать, вдохнуть аромат, и даже откусить. В этом интервью Инна подробно рассказывает не только о своем творческом пути, но и о творческом процессе. Так что не пропустите! Тут много интересного и нужного!

1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.

Я родилась в Харькове, сейчас живу в Киеве. Рисовать я начала лет в 8, когда пошла в художественную студию при Дворце пионеров. А закончила в 14, когда перешла к другому учителю, а он меня “мало хвалил”. Звучит глупо, но так и было. Я сделала большой перерыв, отучилась на инязе, а получив диплом, вернулась в ту же студию, но уже с чуть меньшим самомнением и желанием научиться рисовать. Сейчас я уже 4 года года работаю иллюстратором на фрилансе, рисую детские книги и коммерческие заказы (посуда, игры, паззлы, мобильные приложения).

Рисование для меня – это самая прекрасная работа, а иллюстрирование книг – это одно из немногих занятий, которое заставляет мои глаза гореть. Это возможность видеть больше, видеть красоту практически во всем. Можно даже карандаш в руки не брать, и рисовать в голове (правда, для профессионального роста, карандаш в руки лучше все таки брать почаще). 

2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора. 

У меня нет художественного образования, только посещение студий, мастерских художников, онлайн курсы. Мне кажется, что учеба в художественном вузе не является гарантией успешной карьеры, но очень облегчает путь к ней. Например, я уже 10 лет как иллюстратор, а все еще не умею нормально рисовать руки или похожий портрет (обучение в студии для меня закончилось на этапе горшков и табуретов). Меня это каждый раз расстраивает, и я стараюсь выделять время на наброски и анатомию, но это максимум 30 минут в день. В вузе же у меня было бы на это года два точно, да еще и под руководством преподавателей.  С другой стороны, без образования, я всегда остаюсь “голодной” до новых знаний, знакомств, информации. 

Плюс я знаю, что эта профессия – это мой сознательный, взрослый выбор, что я ничего не упустила и не потеряла, и что я занимаюсь этим не потому, что ничего больше не умею, а потому, что решила делать именно это. 

3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?

Мой лучший помощник – сарафанное радио. Пока я еще была переводчиком, подруга подруги предложила нарисовать постер для их рекламной компании, а потом друг подруги (Александр Смирнов, креативный директор Табаско, шлю привет и огромное спасибо) увидел этот постер и предложил поработать дизайнером. Я удачно попала по времени, когда штат быстро расширялся, и, видимо, компания могла позволить себе неопытного сотрудника. Я сразу радостно согласилась, так как в голове уже было сильное желание работать дизайнером, но я не знала как подступиться. Став дизайнером стало намного проще ориентироваться в этой сфере: знаешь где размещать портфолио, как передавать работы в печать. Первые регулярные заказы на иллюстрацию у меня были от журнала “Юная Леди”. Редакторы детских журналов всегда ищут новых людей и открыты к экспериментам. Выпуски выходят регулярно, и одну-две иллюстрации в месяц я легко делала параллельно с основной работой. Я проработала 2 года дизайнером, потом 4 года арт-директором, а уйдя в декрет уже решила не возвращаться в офис.  

4 – В каком стиле вы рисуете? Если разными – покажите все!

Сейчас я работаю в двух направлениях: книжная графика и коммерческие заказы. В книжной графике мне очень нравятся детальные иллюстрации гуашью и другими традиционными материалами. 

В коммерческих заказах я стараюсь сохранять свой стиль, но часто это сложно, из-за особенностей производства финального продукта. Например, недавно я делала графику и анимацию для мобильного приложения, которая должна была быть только в векторе и использовать заранее утверженных героев. У гуаши и штриховки не было ни шанса.
А вот с моими постоянным клиентом – магазином подарков и посуды “Орнер” – мне удается работать довольно близко к своему стилю, хотя способ печати на тарелках также требует только векторного изображения в 2-3х цветах. 

Сначала я думала, что эти работы и моя книжная графике совершено разные, а потом сама не заметила, как они слились в один стиль. Например, чтобы не расстраиваться из-за правок и непринятых эскизов, я самые любимые рисунки, которые не пойдут в работу, дорабатываю гуашью в цвете, и получается совсем мой книжный стиль. 

5 – Какими материалами вы пользуетесь?
Я очень люблю качественные проверенные материалы, недавно делала иллюстрации для книги, и у меня закончились любимые белила, неделя работы была полна боли и страданий: краска ложилась плохо, и на самые простые задачи тратила в 2 раза больше времени и усилий чем обычно. 

Техника: ноутбук и планшет для эскизов и обработки отсканированных изображений. Принтер для печати эскизов. Световой стол для перенесения эскиза на бумагу (у меня неплохой дешевый вариант, размером А3, купленный на olx, около 20$) 

Краски: Turner Acrylic Gouache –  японская акриловая гуашь, ложится очень ровно и имеет матовую поверхность, ее можно отмыть от вещей (например, от палитры и одежды =))), но она не размывается кисточкой, при нанесении второго слоя краски. Там, где акрилом мне нужно наносить краску в 3-4 слоя для равномерного цвета, акриловая гуашь справляется за 1-2. Я пока не пробовала качественную гуашь, а тем маркам, которые есть в магазинах (Киев), как по мне, не хватает пигмента (тут я снова вспоминаю про неделю боли и страданий с неправильными белилами).  

Контейнеры. Я не очень умею работать гуашью живописно, и для книжных иллюстраций использую блоки ровного цвета. Оттенки цвета я часто мешаю с запасом (например, чтобы красные штаны у мальчика по всей книге были одного цвета, или чтобы цвет фона на всем развороте был одинаковый), а храню я их в таких маленьких баночках. Иногда я их подписываю, чтобы не потеряться в 3 разных оттенках бежевого и помнить какой именно из них это цвет морды собаки. 

Цветные карандаши. Мне очень нравятся американские карандаши  Prismacolor – они очень мягкие и насыщенные, прекрасно ложатся на акриловую гуашь и имеют очень широкую палитру. Я их храню в оригинальной коробке, в которую я вклеила перегородки, чтобы было удобнее находить карандаши. (раньше они там хранились в три “этажа”. 

Они почти во всем идеальны, кроме того, после 2-3х слоев, они полностью покрывают бумагу и перестают ложиться. Также их нужно заказывать из США и  очень надеяться на то, что их будут везти аккуратно. Например, у меня набор из 125 цветов, где 1/3 карандашей были битыми. Ну а когда все любимые цвета уже изрисовались, очень сложно психологически купить себе новый набор, когда у тебя все еще на руках 75 карандашей, хоть и не самых любимых оттенков. Поэтому я сейчас докупаю поштучно карандаши Faber Castell Polychromos любимых цветов, в том числе 3-4 телесных. Например, у меня есть отдельные карандаши для розовых щечек и для тени на шее =)

Палитра
Пока мой самый удачный вариант  –  маленькая стеклокерамическая тарелка из соседнего магазина. Она легкая, не бьется и с нее хорошо отмывается краска. 

Кисточки
Акриловая гуашь густая и все-таки портит кисточки, поэтому я покупаю пачками самые дешевые синтетические кисточки, например, Rosa, размер 3-4. Одной кисточки хватает на неделю-две работы, после чего у нее пушится кончик и я ее оставляю про запас, например, для маскирующей жидкости или еще чего похуже. 

Бумага
Любая плотная белая гладкая, например, бумага для акварели hot press, или обратная сторона canson mixed media, или Strathmore mixed media, или Basik. Моя главная проблема с бумагой в том, что как только я к ней привыкну – ее перестают завозить, или завозят в маленьких форматах, поэтому я стараюсь не привязываться, и работать с тем, что есть. 

6 – Расскажите немного о последовательности создания ваших иллюстраций

Я стараюсь побольше экспериментировать с процессом рисования для того, чтобы он занимал поменьше времени, но включал ручные техники. Пока я далека от идеала, и вот такие у меня основные шаги (на примере негодующего песика):


 1. Эскиз. Часто я делаю часть самые первые эскизы руками, и дорисовываю их уже на компьютере. Я не очень аккуратна в набросках, поэтому мне проще все подвигать и поменять в фотошопе, а потом с помощью светового стола перенести эскиз на хорошую бумагу, чем сделать сразу все красиво и аккуратно на бумаге для красок. С случае с песиком, эскиз у меня уже был готов (он не пошел в работу), и я его в общих чертах переношу на бумагу.   Если иллюстрация сложная, чтобы не запутаться я часто еще делаю эскиз в цвете.

  1. Гуашь. Дальше я закрашиваю гуашью основные цветовые пятна. 
  2. Карандаши. Контуры и мелкие детали и штриховку я доделываю карандашами. Часто ими можно усилить цвет гуаши, или сделать градиент. На этом этапе я стараюсь, чтобы картинка выглядела максимально готовой.
  3. Ретушь в фотошопе. Готовую картинку я сканирую, и если все предыдущие этапы у меня получились хорошо и аккуратно, то только остается только провести небольшую цветокоррекцию. Но так получается редко, и часто я еще замазываю кляксы, неаккуратные мазки, какие-то пятна. Также некоторые детали изначально проще сделать в фотошопе, например, я всегда оставляю на потом глаза и руки. Как бы я не старалась, на маленьких картинках вместо детских пальчиков у меня регулярно выходят смешные грабельки. В фотошопе это дело на 30 секунд. 

Вот, например, еще один процесс для книжной иллюстрации:
Общий эскиз> финальный эскиз > эскиз в цвете

Почти готовая отсканированная картинка > картинка с ретушью

7 – Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?

Самый приятный для меня этап работы гуашью, прямо арт-терапия, особенно если все цвета продуманны заранее, можно расслабиться и работать. А самое сложное  для меня – это закончить иллюстрацию. У меня довольно четкий порядок работы: эскиз > краски> карандаши > неземная красота > сканер. И вот на этапе красоты бывают сбои, например, если я плохо продумала цвета, поленилась поработать над эскизами и взяла первый попавшийся вариант или забыла про тональный рисунок. Тогда получается, что работа уже почти готова, но она выходит не очень. Вот этот этап “финальных штрихов”, которые должны все спасти, для меня самый сложный. 

8 – Как вы работаете? Я имею в виду когда и где. Какой у вас график? Как выглядит ваше рабочее место?

Основную часть времени я работаю дома за компьютером, мигрируя между рабочим и кухонными столами. Мой рабочий день ограничен часами работы садика, куда ходит мой ребенок (с 10 до 18-30), работать в остальное время у меня не получается. Поэтому часто мне жалко тратить время на дорогу до коворкинга или кафе, чтобы поработать там. Также я в основном работаю дома из-за материалов: ящик кисточек, красок, большие планшеты с листами для книжных разворотов и перепачканная одежда – это явно не то, чего ждут в соседнем кафе. Но зато когда я только начинаю новую книгу книгу, то иду думать над эскизами на улицу в любимое кафе, парк, на пляж, обязательно сама и с чем-то очень вкусным. 

9 – Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?
Меня очень вдохновляют красивые книги, прямо хочется все бросить и сразу бежать рисовать свою красоту.
Также, я очень люблю всякие интересные природные “сокровища”: ракушки, шишки, необычные орехи. Красиво засохшую веточку лысого каштана я не могу выкинуть уже год.
А вот лишает меня сил и творчества стресс. В состоянии тревоги я могу делать только очень рутинные вещи, вроде отрисовки вектора.

10 – Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?

  • Не забывать наполнять себя новыми впечатлениями, видами, открытиями, чтобы потом было что вложить в работу. Когда силы на нуле, то и рисунок будет сделан на автомате, в режиме “энегросбережения”.
  • Не забрасывать другие хобби, так как когда рисование перейдет из разряда хобби в работу, должно быть что-то еще, что поддержит и порадует в период выгорания.
  • Иметь денежную подушку.
  • Найти группу однодумцев, с которыми и на наброски ходить не скучно, и вместе карабкаться на эту иллюстраторскую гору веселее.

 


11 – Кто ваши кумиры?  На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?

Их очень много, самые любимые Rebecca Green, Lorenzo Mattoti, Julia Sarda, Oana Betford, Dinara Mirpolitova, Isabelle Arsenault, Beatrice Allemagna, Carson Ellis, Виктория Семыкина, точно некоторые корейские авторы, имена которых я не могу прочитать. Если их всех слепить вместе – то будет то, чего я хочу от иллюстрации на ближайшие пару лет. 

12 – Что вы думаете о современной детской иллюстрации?

Больше всего в современной иллюстрации я люблю то, что никогда не знаешь – это рисунок известного корейского автора или пятилетней девочки. А именно, мне нравится, что издатели открыты к экспериментам и не боятся печатать самые разные книги: темные, страшные, непохожие, бессюжетные, грустные и глупые, и совсем без текста. Мне очень нравится, что можно использовать все возможности полиграфии: высечки, лаки, пантоны, зеркальные пленки. По сути можно все: бери, придумывай, предлагай.

Ну вот и все! Надеюсь вам было интересно и полезно. Если у вас есть вопросы ко мне или к Инне – не стесняйтесь, задавайте в комментариях. Если вы хотите узнать об Инне побольше и следить за ее творчеством – вот ее

Сайт
Фейсбук
Инстаграм

Репост, как всегда, приветствуется. Давайте делиться вдохновением и полезными знаниями!

Поделиться с друзьями:

What others say about this post? (12 Comments)

Leave a Comment

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

×